Несторианство

Несторианство христианское вероучение, основанное в середине V века Константинопольским архиепископом Несторием. Заключает в себе учение о том, что Иисус Христос прежде всего был человеком, рожденным от смертной женщины и лишь позднее в нем воплотилась Божественность.Несторианство

Однако корни самого учения лежат гораздо глубже, а основная идея принадлежит отнюдь не Несторию. Истоки несторианского учения следует искать в древней Антиохии, которая в IV-V веках была одним из ведущих регионов по толкованию библейских текстов. Одним из видных деятелей и учителей, проповедовавших в духе антиохийской школы был Диодор Тарсийский. Его сочинения до нас почти не дошли, однако и тех имеющихся обрывков достаточно для того, чтобы суметь восстановить ход его мысли. Основные возражения Диодора касались рождения Бога Слова. Он утверждал, что еще до начала времен Христос, как Бог был рожден от своего отца. Тот же, кто был рожден от Марии-женщины, являлся человеком-обителью, в которой пребывал Бог Христос.Несторианство

Это учение дополнил другой монах, принадлежавший к той же школе — Феодор Мопсуэткий. Он полностью поддерживал своего собрата в том, что Мария родила просто человека, а потому ее следует почитать не как Богородицу, а Христородицу. Учению этому и внимал Несторий, чтобы в 428 году, получив патриарший сан, начать вещать об этих идеях с высоты церковной кафедры. Фактически, ничего нового им озвучено не было, а проповеди лишь повторяли слова учителя — Феодора. Но слова эти разнеслись далеко за пределы и Константинополя, и Рима, и даже Европы, достигнув Александрии и ее патриарха — Кирилла. Будучи сам далеко не в дружеских отношениях с Ватиканом, он спешит на примирение, дабы срочно отослать свое опровержение учению Нестория, которое им было расценено как ересь. Одновременно с этим он отправляет послание и к самому Константинопольскому патриарху, содержащее богословский трактат, опровергающий идею воплощения. Рим счел запрос Кирилла убедительным и на местном соборе осудил Нестория, постановив тому отказаться от этого учения в срок не более десяти дней, предоставив Кириллу все полномочия по решению этого вопроса.

Основные пункты спора были собраны в 12 положений (анафематизм) и отправлены в Константинополь. На это Несторий объявил, что готов признать и в дальнейшем именовать Марию Богородицей, так как Иисус, хоть и рожденный человеком был соединен с Богом-Словом, но против самих положений решительно воспротивился. Несмотря на уговоры своего друга — антиохийского патриарха Иоанна, он написал трактат, в котором последовательно опровергал каждый пункт Кирилловских положений. Но то ли по невнимательности, то ли из-за недостатка знаний им были высказаны некоторые мысли, однозначно не соответствующие Христианскому учению, что сразу отвернуло от него большинство сторонников.

Желая предупредить назревающий раскол между двумя церквами, в 431 году императором Феодосием II было принято решение созвать III Вселенский Собор, который прошел в городе Эфесе. Здесь несторианство было окончательно осуждено, а против Нестория выдвинуты обвинения в ереси. Однако их поспешность и слабость аргументации, произвели действие, обратное ожиданию Феодосия — раскол все же произошел. Остатки приверженцев осужденного учения мигрировали в Персию, где в 499 году объявили о своем отделении от Константинополя и образовании собственного патриархата. Затем, часть из них переселилась в Индию, где они получили название христиан-фомитов, другая же часть несториан дошла до Монголии и Китая, где им удалось обратить в христианство некоторые кочевые племена.Несторианство

Сам же Несторий по решению Собора, был лишен сана и сослан в окрестности Антиохии, а затем и вовсе в оазис Ибис, в Египте, где и скончался в 451 году.

В наше время несторианство исповедуется лишь одной церковью — Ассирийской церковью Востока, которая единолично возглавлялась патриархом-католикосом всего Востока (в данный момент Мар-Динха IV), с резиденцией в Тегеране. В 1972 году в ней произошел раскол, в результате которого часть несториан из Ирака и Индии избрали другого главу — Мар-Аддаи, резиденция которого в Багдаде.

  • Андрей

    Да, христианское учение постоянно испытывается на «прочность». Как в первые времена, так и сейчас.

  • Людмила

    Благодарю за интересную экскурсию в историю.Удачи!!!

  • Милена

    Православие славится своими разными историческими интерпретациями. Вера — сильная вещь, с помощью ее управляют массами.

  • Evgeny

    Интересная история зарождения и угасания религии, ведь одна церковь в наше время это почти нечего.