Храм Николая в Новой слободе

Храм Николая в Новой слободе когда-то носил название «Николы под вязками». Что это означает, сейчас не знает уже никто. Предполагают, что на территории возле церкви когда-то росли огромные вязы.Храм Николая в Новой слободе

Первое документальное упоминание о существовании в Новой Димитровской слободе деревянной церкви в честь св. Николая Чудотворца относится к 1625 г., однако считается, что построена здесь она была еще в XVI в. Во второй половине XVII в. прихожане (в основном из среды разночинцев) пожелали выстроить на этом месте каменный храм. По преданию, когда обратились они за разрешением на строительство, получили от царя Алексея Михайловича в дар икону «Николы с чудесами», которая бережно хранилась вплоть до закрытия храма в советское время, а затем исчезла.

Храм Николая в Новой слободе

Фото 1882 г.

Сейчас невозможно точно установить, когда именно началось возведение каменного храма, но надгробная плита на трапезной ограничивает время строительства 1672 – 1712 гг. Доподлинно известно, что главный престол был освящен в 1703 г. в честь Смоленской иконы Божией Матери, а во имя Николая Чудотворца – придел. Это был небольшой двусветный, квадратный в плане храм в классическом стиле. В середине XVIII в. к нему пристроили звонницу. Утверждают, что до перестройки она  копировала колокольню храма свт. Николая в Драчах. Один из колоколов, поднятый на нее, был отлит 3 мая 1750 г. Константином Слизовым, известным тогда мастером. Внутри храм украшал высокий четырехъярусный иконостас.

Храм Николая в Новой слободе

Иконостас храма
в начале ХХ в.

В 1809 г. на пожертвование Натальи Шереметевой был пристроен еще один придел – в честь Зачатия Иоанна Предтечи. Пожар 1812 года не затронул Николаевскую церковь, но в ней располагался склад провианта, так что все равно ее пришлось ремонтировать.

Слобода разрасталась, население увеличивалось, и в храме стало тесновато, да и ветшал он быстро. Возникла необходимость расширить церковь.

Храм Николая в Новой слободе

Колокольня

В 1899 г. настоятель и староста Никольского храма обратились с прошением о перестройке, предполагая полностью изменить облик храма. Но Московское археологическое общество и Императорская археологическая комиссия воспротивились подобной идее, поскольку храм Николая в Новой слободе являлся «одним из стариннейших московских храмов и не подвергался перестройке со времени своего основания». Как видим, в XIX в. об историческом и духовном наследии заботились больше, чем в нынешнее время.

Храм Николая в Новой слободе

Трапезная

К работе принят был проект архитектора С.Ф. Воскресенского, строительством руководил И.С. Курдюков. В 1903 г. начались работы по возведению новой трапезной с приделами и колокольни. Уже 15 января 1904 г. состоялось освящение Зачатьевского придела, а 8 ноября – Никольского. Через год и великолепная колокольня в русском стиле, увенчанная шатром с маленькой главкой, была освящена.

Храм Николая в Новой слободе

Впереди справа — здание, вобравшее
в себя четверик храма

Теперь храм мог вместить до четырех тысяч молящихся. При строительстве были применены интересные технические новшества того времени: медно-вызолоченные доски в основании трапезной, пароводяное отопление, и железобетонное перекрытие сводов двоякой кривизны. И. Фролов перебрал иконостасы приделов, максимально увязав их с главным и оставив старинные иконы XVII-XVIII в. Ажурные решетки производства Бордорфа и пол из метлахских плиток, мраморные подоконники и ступени дополняли великолепное убранство храма.

Храм Николая в Новой слободе

Дом притча,
где идут сейчас службы

После революции над всем этим великолепием нависла угроза уничтожения. В 1922 г. из храма было вывезено более 17 пудов драгоценных металлов, что, впрочем, ни в коей мере не отражает духовной и культурной ценности изъятых предметов. В 1934 г. храм облюбовали обновленцы во главе с «митрополитом-Апологетом-Благовестником» Александром Введенским, но в 1936 г. он все равно был закрыт.

Решение Моссовета о создании в здании Никольского храма антирелигиозного музея стало роковым. Основной четверик полностью перестроили, закрыв его пятиэтажным зданием с колоннами в духе «сталинского классицизма». В музее в 1937-1947 гг. хранились, кстати, мощи свт. Иоасафа Белгородского.

В 1947 г. музей ликвидировали, а фонды его переместили в Ленинград в аналогичный же музей. Здание бывшего храма вместе с сопредельной территорией перешло к киностудии «Союзмультфильм». Именно здесь трудились над созданием любимых детских мультиков Котеночкин и Норштейн. Печально, что, несмотря на решение московских властей о передаче здания православной общине, созданной в 1993 г., ФГУП ТПО «Киностудия «Союзмультфильм» никак не желает освобождать занимаемые территории.

В связи с этим в 2007 г. общине Никольского храма власти передали в безвозмездное пользование дом причта по Долгоруковской, 23а, где на втором этаже православные устроили храм и проводят службы. Прихожане молятся и верят, что когда-нибудь войдут в свой обновленный храм, а в обновлении он  нуждается как никогда: колокольня с вековой историей давно находится в аварийном состоянии.

Именно этот храм изображен на знаменитом полотне Василия Сурикова «Боярыня Морозова».

  • Александр

    Очень интересно знакомиться с разными храмами.

  • Жанна

    Спасибо за интересную информацию!

  • Ольга

    Очень интересно и познавательно узнавать историю храмов.

  • Алексей

    Очень интересно и познавательно! Как будто побывал на экскурсии.

  • Евгения

    Глубокая,но все же познавательная история этого храма.Разрушения,перестройки,восстановления это все нужно пережить,что бы снова существовать и с этим храмом именно так и получилось.Информация в статье изложена в полном объеме и все с удовольствием познают историю данного храма.