Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке, 1881 г.

В былые времена между Большой Никитской и Тверской пролегал овраг, возле которого стояла церковь Успения Пресвятой Богородицы. По ней получили название и окрестности – «Успенский вражек». Поскольку этот топоним встречается в Никоновской летописи, созданной между 1526 и 1530 годами, то предположительно церковь здесь появилась в это время или ещё раньше.

Как бы там ни было, а первое документальное упоминание про Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке датировано 1625 годом. Обитель была деревянной, и сгорела в пожаре в 1629 году. В 1647-м известный дворянин Григорий Горихвостов построил на её месте каменный храм с папертью и двумя пределами – в честь Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца. Здесь же, под колокольней, была устроена усыпальница Горихвостовых.

В 1760-х гг. (по некоторым данным в 70-х) владелец соседних земель А. Д. Яньков разобрал придел святителя Николая и построил вместо него отдельную церковь. Долгое время Яньковы оставались основными жертвователями обители.

В 1857-1860 гг. Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке был перестроен по проекту А. С. Никитина (того самого, который в будущем построит Тёплые торговые ряды) и на средства уважаемого купца Сергея Живаго. Нужно сказать, что Сергей Афанасьевич был известен не только в деловых кругах, но и как общественный деятель. До конца своих дней он оставался старостой Успенской обители.

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке

В результате перестройки в храме появилось три придела: в честь Успения Богородицы, в честь Иоанна Предтечи и во имя Сергия Радонежского – покровителя храмоздателя.

Это был одноглавый храм с небольшой шатровой колокольней над крыльцом. Внутри он являл собою квадратную палату, разделённую рядами столбиков на 3 нефа. Церковная зала имела каменный пол и была отделана мрамором разных сортов. Над западным входом располагались хоры.

Как раз в то время в Москве возводили храм Христа Спасителя. Некоторые архитектурные приёмы, использованные при его строительстве, были применены и в экстерьере Успенской церкви. В частности, южный фасад здания был украшен рельефными изображениями, что разместились внутри декоративных фронтонов, а также полуколоннами и пилястрами. По низу фасада идёт ряд ширинок.

Автор скульптур – Николай Рамазанов, который создавал горельефы для храма Христа Спасителя, а также снял посмертную маску с лица Гоголя. В скульптурах храма Успения Пресвятой Богородицы впервые был использован особый вид цемента – английский портландцемент.

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке

Если говорить о стиле, в котором построен храм, то это эклектика с элементами русского зодчества.

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке закрылся в 1924 году. В его здании в разное время располагались исторический архив Московской области, мастерские метростроя, жилая квартира, швейная фабрика, архив управления МВД, телефонная станция.

В 1992 г. храм формально вернули верующим. Фактически только к 1996 году прихожане получили в распоряжение его подвальный этаж. Правда помещение облюбовали крысы и тараканы. Избавившись от этого «добра», церковь освятили во имя Николая Чудотворца – в честь придельного храма, который был разрушен в советские времена. В 1999 г. прихожанам отдали и верхний храм.

Сегодня при Успенской церкви действует воскресная школа, работает приходская группа «Милосердие».