Опубликовано: Август 10, 2016 в 9:53 дп
Храм Афанасия и Кирилла Патриархов Александрийских (Воскресения Словущего), что на Сивцевом Вражке

Храм Афанасия и Кирилла Патриархов Александрийских, что на Сивцевом Вражке

В народе более распространено первое название храма – Афанасия и Кирилла Патриархов Александрийских, что на Сивцевом Вражке. Богословы, в честь которых названа обитель, были известными борцами с ересями арианов (считали, что Иисус – не един с Богом-отцом, а является его творением, ниже стоящим) и несторианов (считали, что Иисус изначально был обычным человеком, и лишь впоследствии был наделён божественной природой).

Большинство источников склоняются к мысли, что первый Афанасиевский храм принадлежал подворью Кирилло-Белозерского монастыря и был построен в XVI ст. Первое упоминание о нём датировано 1585 годом, и в нём он значится деревянным. Во время польско-литовкой интервенции (1609-1618) обитель сильно пострадала и в 1631 г. была заново отстроена.

В 1681 г. главный престол храма освятили в честь Спаса Нерукотворного Образа. Появился также придел в честь Николая Чудотворца. На то время церковь всё ещё оставалась деревянной. В документах она упоминается каменной с 1722 г.

Храм Афанасия и Кирилла Патриархов Александрийских (Воскресения Словущего), что на Сивцевом Вражке

Храм Афанасия и Кирилла Патриархов Александрийских, что на Сивцевом Вражке. 1882 г.

В 1749 г., благодаря поручику Плещееву, в храме устроили придел во имя Патриархов Афанасия и Кирилла, после чего официальным названием обители стало «Афанасие-Кирилловская церковь».

Какое-то время в 1812 г. здесь хранилась Смоленская икона Божией Матери (также именуемая Одигитрией Смоленской), однако это не уберегло храм от разорения наполеоновскими войсками. Тем не менее, стараниями прихожан, а большей частью П. П. Юшковой, храм восстановили через несколько лет. А в 1836-м началась его грандиозная перестройка в стиле ампир.

Большую часть средств на это выделил купец К. С. Бубнов. Были переделаны пределы, возведён новый световой барабан, а также трапезная и колокольня. От старого здания XVII века остались фрагменты фундамента и основания стен.

Храм освятили в 1856 году, и по желанию мецената Спасский престол переименовали в честь Воскресения Словущего, после чего храм стал называться Воскресенским.

В 1899 г. была произведена последняя реконструкция – здание расширили, поставив алтари приделов в одну линию с главным престолом. Теперь оно являет собою квадратное в плане сооружение — с тремя апсидами, со сводами и лепным декором. Четверик завершён купольной ротондой на широком барабане. Ансамбль храма включает в себя четырехгранную двухъярусную колокольню с высоким шпилем и трапезную.

Храм Афанасия и Кирилла Патриархов Александрийских (Воскресения Словущего), что на Сивцевом Вражке

Храм Афанасия и Кирилла Патриархов Александрийских, что на Сивцевом Вражке

Одно время храм Афанасия и Кирилла Патриархов Александрийских, что на Сивцевом Вражке, принимал в своих стенах известных русских писателей, философов, историков. Среди них И. С. Тургенев, Н. В. Станкевич, семья Аксаковых и др.

В 1932 г. храм был закрыт, а в здании располагались то склады и мастерские, то мелкие предприятия, то общежитие, и даже электромеханический завод.

Обитель реставрировали в 1970 г., восстановили ранее разрушенную колокольню. Но лишь в 1992-м – передали Церкви. В том же году освятили придел Афанасия и Кирилла, а в 2003-м – придел Воскресения Словущего.

Опубликовано: Май 31, 2016 в 9:24 дп
Храмы Андрея Первозванного и Тихона, патриарха Всероссийского, в Люблине.

Храм Тихона, патриарха Всероссийского, в Люблине

Православная община в этом месте была зарегистрирована ещё в 1996 г. Тремя годами позже Патриарх Алексий II (ныне усопший) освятил закладной камень будущего храма Тихона, Патриарха Всероссийского в Люблине. Это была первая церковь в районе, и её строительство стало началом возведения целого храмового комплекса в честь Андрея Первозванного.

Параллельно с возведением храма Тихона, патриарха Всероссийского велись работы по подготовке к строительству храма Андрея Первозванного. Согласно проекту, помимо указанных двух храмов, в комплекс входят православная гимназия и хозяйственные постройки; общая площадь составляет почти 14’000 м. кв.

Если говорить о Тихоновском храме, то строился он относительно долго. Сначала залили фундамент и построили цокольный этаж. В этом полуподвале и начались богослужения, хотя он был предназначен для технических целей. Так продолжалось до 2003 года: пусть здание было деревянным, но в нём уже были и окна, и двери, а сверху красовались купола и кресты, поэтому светлый праздник Пасхи прихожане встретили уже в храме.

Храмы Андрея Первозванного и Тихона, патриарха Всероссийского, в Люблине

Храм  Тихона, патриарха Всероссийского, в Люблине

Позже деревянное здание обложили фасадным камнем и стали потихоньку обживать. Сначала здесь появились полиграфические иконы, но вскоре среди прихожан нашлись иконописцы, с их руки в храме появились писаные иконы. Некоторые образы были подарены прихожанами, а одна — икона «Умиление» — преподнесена в дар протоиереем Анатолием Родионовым в день освящения храма. Особенность её в том, что Богородица на ней улыбается, хотя обычно, практически на всех иконах глаза её печальны.

Храм святителя Тихона, патриарха Всероссийского в Люблине совсем небольшой. Сначала он вмещал в себя около 150 человек, а после небольшой реконструкции стал умещать около 300 прихожан. В большие праздники люди стоят на улице и слушают богослужения через динамики. Поэтому обитель Андрея Первозванного планируют построить большой, рассчитанной примерно на 1500 человек.

Это будет однокупольный храм, а в его помещении не будет колон – благодаря особой конструкции (пересекающихся арок) сооружение не нуждается в дополнительных опорах. Каркас здания будет монолитным, стены – кирпичными. Фактический экстерьер храма будет зависеть от финансирования.

Храмы Андрея Первозванного и Тихона, патриарха Всероссийского, в Люблине

Проект храм Андрея Первозванного в Люблине

Кстати, цокольный этаж Тихоновского храма никуда не делся. Его оборудовали под крестильню, и сейчас там крестят и детей, и взрослых с полным погружением в воду. Поэтому будущий большой храм будет предназначен для других целей – в нём будут проводиться богослужения по большим праздникам, торжественным случаям. В цокольном этаже храма Андрея Первозванного в Люблине будет вестись просветительская деятельность. Там будет концертный зал (где будут проходить концерты, лекции), выставочные залы, музей и учебные классы.

Сейчас при храме святителя Тихона, патриарха Всероссийского в Люблине действуют певческая гимназия и воскресная школа, где есть разнообразные кружки; также есть паломническая группа, по материалом поездок которой выпускается газета.

Опубликовано: Май 21, 2016 в 11:47 дп
Храм Андрея Рублёва в Раменках

Храм Андрея Рублёва в Раменках

Храм Андрея Рублёва в Раменках поистине уникален. Рублёв канонизирован в лике преподобного не так давно (1988), однако уникален храм не этим, а тем, что создан в честь художника. Его творчество – одна из вершин не только русской, но и мировой культуры. Рублёв — признанный мастер московской школы иконописи, и в советское время привёл немало культурных людей к церкви.

Задумка о строительстве храма зрела с 1994 года. Проекты предлагались стандартные, пока к делу не подключился Михаил Филиппов. Он предложил своё видение будущего храма, и его проект практически сразу был утверждён.

В 2008 г. начались строительные работы, в феврале 2010 г. обитель освятили, но работы по благоустройству продолжались ещё несколько лет.

Храм Андрея Рублёва в Раменках

Храм Андрея Рублёва в Раменках

В отличие от многих новых храмов этот не вобрал в себя весь декоративный арсенал древнерусского зодчества, а сосредоточился на раннемосковской архитектуре. По стилю он напоминает собор Спасо-Андроникова монастыря, где похоронен Андрей Рублёв. Это большое двухъярусное здание с полукруглым объёмом. Окружающие его крытые лестницы и легкие перспективные аркады с перепадами ярусов напоминают силуэт то ли древнего города, то ли монастыря. Храм – строгий и изящный — демонстрирует хрупкий баланс между элементами средневековой и классической архитектур.

Храм-часовня Покрова Пресвятой Богородицы в Раменках

Храм-часовня Покрова Пресвятой Богородицы в Раменках

В 1996 г. на месте маленькой часовенки было начато строительство храма-часовни Покрова Пресвятой Богородицы в Раменках. Строился он по проекту архитекторов А. Н. Оболенского и Д. С. Соколова. В 2000-м его перенесли со строительной площадки (чтобы освободить место для возведения Храма Андрея Рублёва) и освятили в канун Рождества 2001 года.

Сегодня при храме Андрея Рублёва в Раменках работают воскресная школа, группа милосердия, Общество трезвости, приходская молодёжная организация.

Опубликовано: Март 20, 2016 в 5:43 пп
Храм Тихвинской иконы Божьей Матери при Центральной клинической больнице.

Храм Тихвинской иконы Божьей Матери при Центральной клинической больнице.

На самой длинной улице Москвы расположен красивейший архитектурный ансамбль, не обратить внимание на который просто невозможно. Когда-то эти помпезные здания являли собой больницу для неизлечимо больных, богадельню и два домовых храма. Ныне сооружение носит название храм Алексия митр. Московского и храм Тихвинской иконы Божьей Матери при Центральной клинической больнице. Всё это строилось на средства известной купчихи, благотворительницы Александры Ксенофонтовны Медведниковой, которая завещала на меценатство немыслимую сумму – больше 5 млн. руб.

Душеприказчики в качестве архитектора пригласили Сергея Устиновича Соловьёва, очень талантливого человека с прекрасным образованием и богатым опытом. Он спроектировал ансамбль в виде древнего города, в неорусском стиле. Три разновеликих корпуса с примыкающими к ним церквями и отдельно расположенной часовней смотрелись великолепно. Фасады были декорированы по мотивам псковско-новгородской архитектуры. Довольно оригинальной была ограда – с круглыми щитами, с пиками и шлемовидными навершениями, будто незримые воины охраняют территорию.

Храм Алексия митр. Московского при Центральной клинической больнице.

Храм Алексия митр. Московского при Центральной клинической больнице.

Соловьёв также собственноручно создал эскизы для украшения храмов настенной росписью, мозаикой и фасадной керамикой. Над всеми церковными входами укрепили мозаичные изображения покровителя Москвы – св. Георгия Победоносца, созданные учениками Строгановского училища. Керамические элементы декора были выполнены на знаменитом заводе «Абрамцево». Росписью интерьеров храмов занимались художники известной мастерской «Наследники П.П. Пашкова», и, нужно сказать, свою работу они сделали необычно – иконостас в его привычном понимании отсутствовал. Выполнен он был прямо на стене церкви, и лишь в одном его ярусе были деревянные образы. Сюжеты и орнаменты росписи напоминали русские фрески XVI в.

Строительство и обустройство зданий длилось около двух лет (1901-1903 гг.), Готовые учреждения получили названия в честь своих благодетелей, супругов Медведниковых и в преддверии нового 1904 года были освящены. На этом торжественном мероприятии присутствовали в частности князь Сергей Александрович и княжна Елизавета Фёдоровна.

Храм Алексия митр. Московского и храм Тихвинской иконы Божьей Матери при Центральной клинической больнице.

Храм Алексия митр. Московского и храм Тихвинской иконы Божьей Матери при Центральной клинической больнице.

Церковь при богадельне освятили в честь Тихвинской иконы, а церковь при больнице – в честь Козельщанской иконы Богоматери (позже её переосвятили во имя Святителя Алексия Митрополита Московского). Н. А. Цветков – душеприказчик покойной Александры Ксенофонтовны – из личных средств пожертвовал храмам серебряную утварь и богатые облачения.

Козельщанская церковь была единственной в Московской губрении, посвященная этой иконе. Калужская дорога, над которой строились больница и богадельня с церквями, вела в сторону Полтавщины, где в 1881 г. была явлена икона. Сам образ был привезён в нашу страну из Италии одной из фрейлин Елизаветы II и передавался очень бережно из поколения в поколение. И вот, икона оказалась у графьев Капинистов…

Храм Алексия митр. Московского и храм Тихвинской иконы Божьей Матери при Центральной клинической больнице.

Храм Алексия митр. Московского и храм Тихвинской иконы Божьей Матери при Центральной клинической больнице

Однажды случилось горе — дочь графа, Марию одолел паралич. Безуспешно испробовав все средства, чтобы вылечить девочку, родители решили отправить её в Москву к известному лекарю. Мать перед отъездом наказала дочери приложиться к Козельщанской иконе и помолиться, что та и сделала. И вдруг комната наполнилась радостными возгласами. Бедная мать решила, что Мария лишилась разума, но увидев, что дочь ходит по комнате, поняла что свершилось чудо и поспешила рассказать всем радостную весть. Позже икону перенесли в Полтавскую Козельщанскую обитель.

К сожалению, храм Алексия митр. Московского и храм Тихвинской иконы Божьей Матери при Центральной клинической больнице Октябрьская революция не пощадила — в 1923-м они были закрыты, а их имущество — конфисковано. Остальные здания превратились в 5-ю градскую больницу. Прискорбно, что и могилы супругов Медведниковых были стёрты с лица земли.

В 1992 г. весь комплекс зданий перешёл в руки Московской Патриархии. С 1996 года здесь снова идут богослужения.

Опубликовано: Июль 10, 2015 в 10:02 дп
Храм Андрея Первозванного на Ваганьковском кладбище

Храм Андрея Первозванного на Ваганьковском кладбище. Источник: sobory.ru.

На знаменитом Ваганьковском кладбище в 1824 г. (стараниями архитектора А. Григорьева) появилась церковь Воскресения Словущего. Примерно в то же время по проекту А. Элькинского у входа на погост были построены 2 флигеля. В одном из них расположилась богадельня, в другом – северо-восточном, справа от входа – часовня, а позже церковно-приходская школа.

В 1916-м здание школы перестроили в храм Андрея Первозванного, а под ним соорудили часовню для отпевания покойных. Спонсировал строительство меценат А. Логинов. От общества трезвости храму досталась икона в честь великого апостола. В мае того же года святую обитель освятили.

Храм Андрея Первозванного на Ваганьковском кладбище – единственный, построенный до революции во имя апостола Андрея. Архитектура его не претендует на изысканность, напротив, мы можем наблюдать простоту и скромность экстерьера, что логично, учитывая изначальную цель строительства. Небольшое здание с крупными полукруглыми колоннами и квадратными окнами; над приземистым куполом возвышается небольшой глухой барабан, обрамлённый аркатурно-колончатым поясом и завершающийся крестом на маленькой главке.

Крестильная купель при храме Андрея Первозванного.

Крестильная купель при храме Андрея Первозванного

После того как церковь закрыли в 1918 г., там в разное время располагались общежитие и ритуальные службы. И лишь летом 89-го здание решили передать церкви. На его необходимые реставрационные работы собрали около 100 тыс. руб. И в октябре того же года архиепископ Зарайский Алексий освятил храм. Сегодня здесь ведутся богослужения, а также работает воскресная школа.

В храме Андрея Первозванного на Ваганьковском кладбище есть баптистерий, где могут креститься взрослые с полным погружением. А также в храме имеется чтимая икона Святого Апостола Андрея, в киоте которой находится крест с его мощами.

Опубликовано: Июнь 30, 2015 в 9:34 пп
Храм Александра Невского при военной части в Куркине

Храм Александра Невского при военной части в Куркине. Источник: 200hramov.ru

Храм Князя Александра Невского в Куркине был построен на территории одного из воинских подразделений вооружённых сил РФ, в военном городке №64. Если быть точнее, это была бригада связи, история которой берёт начало ещё с первого полка Российской империи, — Первая Севастопольская Краснознаменная орденов Александра Невского и Красной Звезды. Её командир, А. С. Семакин и стал инициатором строительства.

Закладку камня в сентябре 1995-го освятил Алексий ІІ — Святейший Патриарх Московский и всея Руси. А к Пасхе церковь уже была построена. Нужно сказать, это был первый послевоенный полковой храм. 18 апреля 1996 г. епископ Красногорский Савва совершил первую литургию. А в июне Святейший Патриарх освятил храм. Святая обитель получила статус Патриаршего подворья.

Храм Александра Невского при военной части в Куркине. Источник: blagospas.ru

Храм Александра Невского при военной части в Куркине. Источник: blagospas.ru

Экстерьер храма достаточно прост, но не лишён вкуса; его отличают контрастные красно-белые цвета и прямоугольные колонны по периметру. В целом, это небольшое одноэтажное здание с крупной полукруглой апсидой, маленькими щелевидными окнами и квадратным световым барабаном, завершающимся небольшой главой с крестом. Рядом можно увидеть другую главу, венчающую четверик, — небольшую, многоугольной формы. Ещё два маленьких креста располагаются на двух крайних колоннах на главном фасаде здания.

Храм Александра Невского при военной части в Куркине благоустраивался в основном стараниями военных, в частности тогдашнего командира бригады, генерал-майора В. В. Лозинского. При нём храм был расписан художниками во главе с Владимиром Дионисиевичем Каленским — народным художником РФ, членом Российской Академии Художеств и, к тому же, ветераном ВОВ.

Храм Александра Невского при военной части в Куркине

Храм Александра Невского при военной части в Куркине. Источник: ru.wikipedia.org

Соответственно и приход поначалу состоял из военнослужащих и ветеранов части, а также их семей. При церкви действовала воскресная школа, где преподавали офицеры и солдаты срочной службы. А затем постепенно число прихожан увеличилось за счёт жителей и военнослужащих прилегающих территорий (деревни Куркино, города Химки и новопостроенного микрорайона).

Угроза над храмом нависла тогда, когда первая бригада начала передислокацию, и все здания воинской части сносили. И, тем не менее, её удалось избежать благодаря усилиям командиров — полковников А. А. Дергачева и В. Ю. Журавлева.

Ныне на территории, некогда принадлежавшей бригаде связи, расположен жилой микрорайон. А прихожанами храма Александра Невского являются как военные, оставшиеся жить в Куркино, с семьями, так и простые жители Москвы и Химок.

Опубликовано: Май 31, 2015 в 1:19 пп
Часовня Александра Невского на Ваганьковском кладбище

Часовня Александра Невского на Ваганьковском кладбище. Источник: newphoenix.ru

В старину покойников обычно погребали при церквах и монастырях, поэтому там и располагались погосты. Но беспощадная чума внесла свои коррективы. По понятным причинам умерших больных нужно было хоронить за пределами Москвы. Одним из таких мест и стало Ваганьковское кладбище.

Уже в более позднее время здесь появилось сразу несколько храмов и часовен, которые исследователи относят к стилю московский ампир. В 1824 г. был основан храм Воскресения Словущего (архитектор – А. Г. Григорьев), а рядом с ним в 1995 г. году была построена небольшая и изящная часовня Александра Невского. Она приписана к вышеуказанному храму.

Часовня Александра Невского на Ваганьковском кладбище

Часовня Александра Невского на Ваганьковском кладбище. Источник: sobory.ru

Часовня Александра Невского на Ваганьковском кладбище создана по проекту Е. П. Булкина и находится напротив центрального входа на погост. На её стенах, в арках изображены иконы Св. Князя Александра Невского, Св. Князя Даниила Московского (на западном фасаде), иконы «Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского» и «Чудо Георгия о змие» (на восточном фасаде), иконы в честь Фёдора Стратилата и Дмитрия Солунского (на северном фасаде), а также Св. Иоанна Воина, Патриарха Московского Ермогена (на южном фасаде).

И хотя архитектурные элементы часовни не отличаются сложностью, плавные линии, арки, ступенчатый карнизный пояс делают здание интересным. Изящный световой барабан со щелевидными окнами завершается маленькой главкой с яблоком, а венчает гармоничный образ небольшой крест.

Ваганьковское кладбище широко известно, и благодарить за это стоит не только божие храмы, святые обители и часовню Александра невского в частности. За всё время существования кладбища здесь похоронено около миллиона человек, среди которых и воины, храбро сражавшиеся за отечество, и жертвы Сталинских репрессий, и выдающиеся деятели культуры. Но самые известные и почитаемые здесь могилы принадлежат В. С. Высоцкому и С. А. Есенину. Даже в самую ненастную погоду там лежат цветы.

Опубликовано: Январь 31, 2015 в 1:00 пп
Храм Алексия митр. Московского в Рогожской слободе

Храм Алексия митр. Московского в Рогожской слободе. Источник: photo-moskva.ru.

Это один из красивейших храмов Москвы, посвящённых святителю Алексию. Храм основан в начале XVII ст. для прихожан государевой Рогожской слободы. После пожара в 1748 году и по благословению архиепископа Платона Малиновского на месте первой деревянной постройки был заложен новый каменный храм, архитектором которого стал величайший мастер своего дела Дмитрий Ухтомский.

До Октябрьской революции храм Алексия митр. Московского являл собой прекрасный классический образец московского елизаветинского барокко: массивный четверик с полукруглой апсидой (с восточной стороны), двухпридельной трапезной и колокольней (с запада); прямоугольные пилястры, многообломные карнизы, большие и узкие арочные окна четверика в обрамлении фигурных наличников и окна второго света с навершиями в виде разорванных фронтонов. Сочетание прямых и изогнутых линий, объёмных и стройных форм делало храм изящным и величественным одновременно.

Опубликовано: Январь 21, 2015 в 10:42 пп
Храм святых мучеников Адриана и Наталии

Храм святых мучеников Адриана и Наталии. Источник: radiovera.ru.

Храм святых мучеников Адриана и Наталии в Бабушкине был построен в первой половине ХХ ст. благодаря крестьянину С. Карпову и московскому жителю А. Иванову. Первый – выделил на благое дело собственные земли (чуть больше 800 кв.м.), а второй – пожертвовал на него деньги (15 000 руб.). Строительство проходило под руководством С. Ильинского и осуществлялось по проектам архитектора В. Глазова и инженера С. Фоминского.

Святыня была построена в 1914-1916 гг., и нужно сказать, это единственная церковь в Москве, освящённая в честь сщмчч. Адриана и Натальи. Адриан в возрасте 28-ми лет, будучи доселе язычником, сознательно обрёк себя на мученическую смерть, приняв христианство. Наталия же мужественно поддерживала супруга и скончалась вскоре после него.

Опубликовано: Февраль 6, 2014 в 4:22 пп

Впервые храм святителей Афанасия и Кирилла на Сивцевом Вражке упоминается в документальных источниках в 1634 г. как «новоприбылой». Однако одна из могильных плит на церковном погосте имеет дату 1565 г., что явно указывает на гораздо более раннее время основания храма. Предполагается, что стоял он на подворье Кирилло-Белозерского монастыря (сам монастырь находится в Вологодской области).

Изначально храм, как и большинство церквей того времени, был деревянным, но уже в 1722 г. имеется свидетельство о каменном храме на этом месте. Остатки старых стен указывают, что был он пятикупольным.Храм святителей Афанасия и Кирилла на Сивцевом Вражке