Опубликовано: Ноябрь 19, 2016 в 10:43 пп
Храм иконы Божией Матери Всех скорбящих радость на Калитниковском кладбище

Храм иконы Божией Матери Всех скорбящих радость на Калитниковском кладбище

Впервые название местности Калитники встречается в документах конца XIII ст. Оно пошло от прозвища известного князя Ивана Данииловича Калиты, который отдыхал здесь в своём поместье. Хотя другая и, как считают историки, более правдоподобная версия гласит, что здесь проживали «калитники» – люди, которые изготавливали кожаные кошельки и сумки. Именно они дали название местности.

В 1771-1773 гг. в Москве бушевала свирепая чума. 117 церквей в городе были закрыты, потому что служить было некому, священники умирали. Чума распространялась с огромной скоростью и не щадила ни богатых, ни бедных. По приказу Екатерины II людей хоронили за пределами города, а на кладбищах строили церкви.

Так возник Калитниковский погост. А в январе 1772 г. (по некоторым данным – в 1773 г.) на нём построили первую деревянную церковь в честь иконы Божией Матери Всех скорбящих радость. Она простояла несколько лет, пока не погибла в огне. После этого на её месте отстроили новую деревянную церковь, которая в дальнейшем была перестроена и переосвящена во имя «Боголюбской» иконы Богоматери. Обитель дожила до 1875 года, а потом сгорела. Сейчас на её месте стоит каплица.

В 1834 г. чаяниями прихожан и благодетелей началось строительство каменной церкви, которая существует и сейчас, хоть и в несколько изменённом облике. Главными благотворителями были титулярный советник Александр Карелин и московский купец Гавриил Кувшинов. Проект здания подготовил архитектор Н. И. Козловский.

Храм иконы Божией Матери Всех скорбящих радость на Калитниковском кладбище

Храм иконы Божией Матери Всех скорбящих радость на Калитниковском кладбище

Нужно сказать, храм иконы Божией Матери Всех скорбящих радость на Калитниковском кладбище продолжительное время оставался единственным, освящённым в честь этого образа.

Храм довольно большой, в виде разностороннего креста. Он одноэтажный, но имеет подвал с усыпальницей (раньше там почивали вышеупомянутые Карелин и Кувшинов с семейством). Основная часть здания завершается ротондой с куполом и небольшой главкой. Трапезная примыкает к четверику с запада. В ней устроено два придела – в честь Александра Невского и Николая Чудотворца. Храм не отличается обилием декора, единственное заметное украшение — тосканские портики.

Двухъярусную колокольню достроили спустя 30 лет на пожертования купца Челнокова. До этого использовали колокольню Боголюбской церкви.

К 40-летию Скорбященской обители церковный староста, купец Иван Куприянов обновил стенную живопись, иконостас и приобрёл новую утварь. Стены храма расписал талантливый живописец Д. М. Завьялов. А иконостасом и золочением риз занимался известный мастер, купец А. Е. Хомяков.

Храм иконы Божией Матери Всех скорбящих радость на Калитниковском кладбище

Храм иконы Божией Матери Всех скорбящих радость на Калитниковском кладбище

В 1881 г. к церковному зданию пристроили каменную ризницу. В 1905–1912 гг. на средства Н.С. Поманского был создан ныне существующий иконостас. В то же время на стенах появилась новая роспись по проекту архитектора Ивана Барютина.

С южной стороны храма похоронена блаженная старица Ольга Ложкина. Вся её жизнь была положена на помощь людям. И после своей смерти, она исцеляет тех, кто обращается к ней в молитвах.

Храм иконы Божией Матери Всех скорбящих радость на Калитниковском кладбище никогда не закрывался, но в 20-х гг. попал в руки обновленцев и пребывал в их власти до 1944 года, после чего был передан Московской епархии.

Опубликовано: Июль 19, 2016 в 11:09 пп
Храм иконы Божией Матери Неопалимая Купина в Отрадном

В ожидании строительства храма иконы Божией Матери Неопалимая Купина в Отрадном

В 2008 г. на благое дело была выделена земля. И вот сейчас у Большого Очаковского пруда строится долгожданный храм иконы Божией Матери Неопалимая Купина.

Православная община начала здесь собираться давно. Сначала проводили молебны под открытым небом в ожидании строительства временного храма во имя равноапостольного князя Владимира. Теперь, когда эта небольшая красивая церковь построена, верующие в молитвах ожидают открытия новой, более просторной обители…

Храм иконы Божией Матери Неопалимая Купина в Отрадном строится в рамках небезызвестной программы «200 храмов». Его архитектор – Андрей Николаевич Оболенский, должно быть, наиболее результативный зодчий современности.

Храм иконы Божией Матери Неопалимая Купина в Отрадном

Храм иконы Божией Матери Неопалимая Купина в Отрадном

Святейший Патриарх Кирилл в апреле 2015-го освятил закладной камень будущей святой обители и в очередной раз подчеркнул важность сооружения новых храмов в густонаселённой Москве. Сейчас строительство находится на финишной прямой.

Вместительность каменного храма — 500 человек, высота его – более 30 метров, а в основании своём он имеет форму креста (такой архитектурный тип позаимствован у Византии и стран христианского Востока V—VIII веков). Венчает здание восьмерик с высоким шатром, с небольшими главами по сторонам света. Главный фасад украсит звонница. Также строится большой дом причта, в котором будет шириться и развиваться молодёжное движение, а также будут действовать воскресная школа и социальные службы.

Храм иконы Божией Матери Неопалимая Купина в Отрадном

Храм иконы Божией Матери Неопалимая Купина в Отрадном

Совсем недавно, 9 июля 2016 г. епископ Подольский Тихон освятил накупольные кресты для церкви иконы Божией Матери Неопалимая Купина в Отрадном.

Благодаря программе «200 храмов» отстроена уже не одна святая обитель. И что очень приятно, участвовать в возрождении церквей могут и прихожане: для них в районе организованы школа плотницкого мастерства и курс лекций о русском зодчестве.

Опубликовано: Февраль 29, 2016 в 9:00 дп
Храм иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость на Мещанской

Храм иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость на Мещанской. 1913 г.

Старинная церковная летопись гласит, что в 1648 г. от Рождества Христова сестра патриарха Иоакима, Евфимия Акинфиева мучилась от огромной незаживающей язвы в боку. Лекари были бессильны, и когда несчастная уже отчаялась исцелиться, она вдруг неведомо откуда услышала глас. Он спрашивал, отчего она не обратится к «общей Целительнице всех». А на вопрос Евфимии, где же найти её, глас поведал про спасительную икону, указав, в каком храме и где именно она находится. После того как был отслужен молебен перед указанной иконой, больная исцелилась. Это было первое чудо от иконы Причистой, называемой «Всех Скорбящих Радость».

Храм иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость на Мещанской — одна из обителей, названых в честь сего чудесного образа. Возведена она была в 1896-1899 гг. по проекту архитектора Владимира Десятова при Екатерининской больнице, построенной для прокаженных по приказу Екатерины II (на самом деле домовая церковь при больнице была давно, однако отдельного здания не имела).

Храм иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость на Мещанской

Храм иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость на Мещанской

Деньги на строительство выделил уважаемый гражданин Москвы, фабрикант Александр Каверин. Он собрал больше 100 тыс. рублей со своих рабочих, просивших о строительстве для них храма. Святая обитель была посвящена памяти бракосочетания и коронования государя Николая II и императрицы Александры Фёдоровны.

Пятиглавый храм иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость на Мещанской возведён в так называемом русско-византийском стиле. Это двухъярусное сооружение с трёхчастным алтарным выступом и шатровой колокольней над западным входом. В верхнем храме были расписаны стены и сооружен четырёхъярусный иконостас, главный престол был освящён в ноябре 1899 г. в честь иконы «Всех Скорбящих Радость». Нижний придел был освящён через неделю во имя Павла I, архиепископа Константинопольского и предназначен для отпевания усопших.

Храм иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость на Мещанской

Храм иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость на Мещанской

После революции Скорбященская церковь закрылась и впоследствии была частично разрушена – обитель потеряла пятиглавие и шатёр. В 1924 г. здание передали больнице, в нём разместилось бюро судмедэекспертизы. В 1996-м церковь передали приходу, и с того момента начались ремонтно-восстановительные работы. Богослужения возобновились в марте 1997-го. В 2006 г. была восстановлена колокольня.

Мещанский район сегодня – почти центр столицы. И хотя цельность архитектурного ансамбля здесь не сохранилась, каким-то непостижимым образом несколько исторических зданий в нём осталось. Эзотерики поговаривают, что спасла их «магическая трапеция» из дорожных путей, в рамках которой они размещены.

Опубликовано: Февраль 10, 2016 в 7:06 пп
Храм иконы Божией Матери Знамение на Шереметевом дворе

Храм иконы Божией Матери Знамение на Шереметевом дворе

В разное время обширный земельный участок в центре Москвы принадлежал Романовым, Нарышкиным, Разумовским и, наконец, Шереметевым, откуда и получил уже устоявшееся название. Некогда на этом месте был опричный дом Ивана Грозного, а что касается церкви, то первые сведения о ней датированы 1613 годом.

До 1722 года храм был домовым, после – стал приходским. В 1725 г. Иван Никитич Романов (дядя государя Михаила Фёдоровича) возвёл на его месте новую церковь — в честь иконы Богородицы «Знамение», считавшейся покровительницей рода Романовых.

Как полагают искусствоведы, храм иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметевом дворе положил начало развитию великолепного архитектурного стиля — нарышкинское (московское) барокко. Этому способствовал Кирилл Нарышкин (тесть царя Алексея Михайловича) — именно он, став в 1671 г. новым обладателем земель, построил здесь новый храм.

Здание являет собой двусветный четверик на высоком сводчатом подклете, окружённый галереей (изначально открытой). К основному объёму примыкают полукруглые притворы, увенчанные позолоченными главами. На четверике располагаются уменьшающиеся кверху три яруса восьмериков.

Храм иконы Божией Матери Знамение на Шереметевом дворе

Храм иконы Божией Матери Знамение на Шереметевом дворе

Знаменская церковь на Шереметевом дворе имеет особую архитектурную черту, характерную для древней Руси и не имеющей аналогов на Западе, — это храм «под колоколы», где ярус звона расположен над основным объёмом здания. Завершается же оно центральной главой на небольшом изящном барабане. Все главы покрыты, словно чешуёй, листами луженого железа, а венчают их золочёные ажурные кресты.

Архитектурная композиция храма сама по себе прекрасна, она достаточно оригинальна и будто стремится в высь. Но именно декор придаёт ей некую сказочность. Нельзя не восхититься мастерством зодчих, глядя на богатые резные фронтоны, грибовидные и кубовидные капители, филигранные рисунки гребней парапетов и наличников окон.

Последней из рода Нарышкиных владелицей святой обители стала Екатерина Ивановна (троюродная сестра императрицы Елизаветы II) в 1738 году. Впоследствии она вышла замуж за графа Разумовского, который после смерти жены (в 1771 г.) построил возле Знаменской церкви настоящий дворец, соединявшийся с ней крытым переходом. Храм поддерживался в прекрасном состоянии. А где-то к 1800 году Разумовский продал свои владения на Воздвиженке графу Николаю Шереметеву.

В 1812 г. храм иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметевом дворе сгорел, но позже был восстановлен и заново освящён в 1847 г. митрополитом московским Филаретом.

Храм иконы Божией Матери Знамение на Шереметевом дворе

Храм иконы Божией Матери Знамение на Шереметевом дворе

В конце XIX ст. дворец стал собственностью Московской Городской Думы, Знаменский храм на то время был приходским. В 1929 году его закрыли, точнее не просто закрыли, изуродовали — сломали трапезную, стесали красивый белокаменный декор нижнего яруса, произвели внутреннюю перепланировку, разгородили на несколько этажей. В здании в течение многих лет размещались больничная кухня, столовая, разные административные помещения. Во второй половине прошлого века фасад строения несколько раз реставрировался.

Спустя 75 лет после закрытия храма, в 2004 году здесь провели первый молебен. В 2007-м — были закончены основные реставрационные работы, в 2008-м — обитель была освящена, а в 2010 году – она обрела голос: на колокольню подняли десять колоколов. Сейчас в храме иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметевом дворе регулярно проводятся богослужения.

Опубликовано: Январь 20, 2016 в 12:23 пп
Храм иконы Божьей Матери "Неопалимая Купина" в Новой Конюшенной слободе

Храм иконы Божьей Матери «Неопалимая Купина» в Новой Конюшенной слободе

Неопалимая купина — это объятый пламенем терновый куст, который увидел Моисей, выпасая овец. Удивившись, что растение пребывает в огне, но не сгорает, Моисей подошёл ближе и услышал глас Божий, призывавший вывести израильтян из Египта в землю Обетованную. Неопалимая Купина является одним из прообразов Богоматери и символизирует непорочное зачатие Христа. В Москве была лишь одна церковь, освященная в честь этого образа девы Марии — храм иконы Божьей Матери «Неопалимая Купина» в Новой Конюшенной слободе, который до наших дней не дошёл.

Обитель была построена в 1680 г. царскими конюхами, которых перевели на новое место (между нынешними Плющихой и Смоленским бульваром) после пожара, опустошившего прежнюю слободу. Обычно в конюшенных слободах церкви строились в честь Иоанна Предтечи, но на сей раз население изменило традиции, и тому была причина.

Икона "Неопалимая Купина"

Икона «Неопалимая Купина»

Один из царских конюхов, боярин Дмитрий Колошин, был несправедливо осуждён перед государем Фёдором Алексеевичем. В то время в Святых Сенях, в Кремле находилась икона «Неопалимой Купины», перед которой боярин часто и много молился, когда бывал во дворце по делам. Оказавшись в беде, он вновь обратился к образу с мольбой.

И чудо произошло: Богородица явилась царю во сне и оповестила о невиновности Колошина. Наутро Федор Алексеевич пересмотрел дело и отпустил заключённого. А тот в свою очередь выпросил у царя чудесную икону и построил в её честь храм. С тех пор пожары обходили дома прихожан стороной.

В начале XVIII ст. церковь перестроили уже в камне – успели до запрета Петра I. В ту пору государь жаждал превратить Петербург в европейский город. Для этого требовались каменщики, а их было крайне мало, поэтому Пётр запретил строительство каменных сооружений по всему государству, кроме Петербурга (указ действовал на протяжении 1714-1741 гг.). Храм больше не перестраивался, зато появились приделы в честь евангелиста Марка и Димитрия Ростовского.

Историк Иван Забелин отмечал красоту Храма иконы Божьей Матери «Неопалимая Купина» в Новой Конюшенной слободе. Изящная шатровая колокольня была построена в характерном для конца XVII века стиле, а сама обитель была наделена чертами раннего барокко. Конструкция, прямо скажем, была очень необычной для того времени: на четверике красовался большой и тяжёлый восьмерик. Скорее всего, идея была позаимствована из Польской архитектуры (или из других европейских стран).

Храм иконы Божьей Матери "Неопалимая Купина" в Новой Конюшенной слободе

Храм иконы Божьей Матери «Неопалимая Купина» в Новой Конюшенной слободе

В 1812 году приключилась чудесная история, связанная с образом «Неопалимой Купины». К протоиерею Новодевичьей обители пришёл наполеоновский солдат, дабы вернуть серебряную ризу, украденную с иконы в московском храме, в Новоконюшенной. Он признался, что после содеянного его стала мучить сильная тоска. Протоиерей после победы над французами вернул ризу в Неопалимовский храм.

В 1892 г. княгиня Елизавета Фёдоровна основала при храме комитет для помощи неимущим родителям в воспитании детей.

В 1899 г. в Неопалимовской церкви вызолотили иконостас, расписали стены и отреставрировали придел во имя св. апостола Марка. Долгое время она была главной архитектурной достопримечательностью на Смоленском бульваре и прилегающей территории. Однако в 1930-м храм иконы Божьей Матери «Неопалимая Купина» в Новой Конюшенной слободе снесли.

Источник: oldmos.ru

Источник: oldmos.ru

Стремление советской власти стереть из сознания людей понятия «храма» и «церкви» привело к массовому уничтожению религиозных сооружений. Сейчас же в Москве началось активное восстановление и строительство новых церквей, например, по программе «С Богом в дорогу» или «200 храмов», в связи с чем властями выделены земли под застройку. Что касается финансовой части вопроса, строительство идёт за счёт добровольных пожертвований (подавляющая часть которых выделяется юридическими лицами).

Но забудем на минуту о столице и вспомним о других городах нашей необъятной родины — старинных, с богатой историей и древней архитектурой, с дивными пейзажами, с великолепными некогда монастырями и храмами, которые наряду с воспоминаниями хранят теперь остатки былой красоты.

Эти многовековые памятники церковного зодчества – не просто часть истории или городской архитектуры, в них — душа русского народа. Несмотря на растрескавшиеся, а местами и полуразрушенные стены, они обладают колоссальной энергетикой. И так несправедливо многие из них, по-видимому, забытые Московским Патриархатом, просто исчезают с лица земли, объятые запустением и разрухой.

Очень хотелось бы, чтобы Русская православная церковь заботилась не только о столице, но и обращала свой взор на другие земли нашей страны. Ведь в то время как в Москве строится очередной новый храм, в иных городах медленно «умирают» старинные памятники архитектуры, стирая из нашей памяти собственную историю.

Белёв

Город Белёв, Тульская область

Древний Белёв, общий вид. Источник: proza.ru

Небольшой древний город, ровесник столицы, с богатой историей и многими достопримечательностями. Здесь, на берегу Оки расположились бок о бок два старинных монастыря – мужской Спасо-Преображенский и женский Крестовоздвиженский. И хотя последний из них формально не существует (с 2010-го года он присоединён к Спасскому), у него так же есть своя история.

Крестовоздвиженский женский монастырь

Крестовоздвиженский женский монастырь

Крестовоздвиженский женский монастырь, 1885 г. Рис. из журнала «Нива». Источник: sobory.ru

Несмотря на то, что большинство источников называют годом возникновения Крестовоздвиженского монастыря 1625-й, есть основания предполагать, что он был построен несколько раньше. В одной из книг, изданной в том же 1625 г., упоминается девичий монастырь, который (уже) стоит в Белёве.

Царь Михаил Федорович покровительствовал обители, да и на протяжении всего XVII ст. Романовы поддерживали монастырь. Последним крупным подарком от них был отрез полубархата (46 м.) с белой тафтой в 1826 г. Однако и белёвцы внесли свою лепту: часовню Николы построили на подаренном здешним купцом лавочном месте, а первый каменный храм был возведён на земле протопопа Гостунского, которую тот любезно пожертвовал.

И всё же в 1764 г. монастырь, как и сотни других в России, упраздняют. Однако Крестовоздвиженской обители повезло: так как её здания были в хорошем состоянии, сюда перевели монахинь из Афанасьевского, а позже и Болховского монастырей, которые были совсем ветхими.

Крестовоздвиженский монастырь, Белёв

Вход в юго-западную башню монастырской ограды, 2015 г. Источник: sobory.ru

А в 1801 г. случился пожар. Выгоревшую обитель восстанавливали силами всего города. В 1810 г. соорудили новую изящную колокольню – прекрасный памятник раннего классицизма. Не смотря на то, что дела в городке шли не столь успешно, монастырь процветал: монахини (которых к концу XIX ст. было уже около 500) плели замечательные кружева на заказ; при монастыре действовала хорошая больница, которой пользовались горожане; монастырский хор знали во всём уезде. Был также возведён новый соборный храм – большой, эклектичный, с росписью. А в купленном по соседству здании устроили церковь Макария Египетского.

Мироносицка домовая церковь в Воздвиженском Белёвском монастыре

Крестовоздвиженский женский монастырь, 2015 г. Источник: temples.ru

Монастырь закрыли в 1921 г. С тех пор в нём царит разруха. Хотя… в начале нынешнего века заговорили о реставрационных работах. Крестовоздвиженский собор ремонтируется. В 2008-м построили домовую церковь – крайне скромную; ни о красоте, ни об архитектуре здесь говорить не приходится.

Мироносицкая домовая церковь в Воздвиженском Белёвском монастыре

Мироносицкая домовая церковь в Воздвиженском Белёвском монастыре, 2008 г.

Сегодня состояние обители ничуть не лучше, чем у неспешно реставрируемого Спасо-Преображенского монастыря. Остатки зданий выглядят довольно прозаично и обладают скромным обаянием…

 

Спасо-Преображенский мужской монастырь

Белёвский Спасо-Преображенский монастырь

Белёвский Спасо-Преображенский монастырь, 2006. Источник: sobory.ru

Дата возникновения Спасо-Преображенского монастыря, равно как и имена его основателей, доподлинно не известны. Зато не подлежит сомнению тот факт, что его архитектурный ансамбль оказывал большое влияние на создание градостроительной концепции и архитектурного облика Белева. Предположительно обитель возведена в 1525 г. то ли князем Михаилом Ивановичем из рода Солнцевых-Засекиных, то ли удельным князем Белёвским Иваном Васильевичем.

По одному из источников, в 1557 г. монастырь посещал Иван Грозный, объезжая южные рубежи России. Это было первое письменное упоминание о святой обители. Её посещал и патриарх Макарий Антиохийский, да и в общем, монастырь всегда привлекал благочестивых христиан.

Спасо-Преображенский монастырь

Часть вымощенной монастырской дороги, XVII в. Источник: belev-spm.cerkov.ru

На 1614 год в нём находились Преображенский собор, церковь вмч. Дмитрия Солунского, холодная церковь святого Московского Петра, тёплая церковь святого Иоанна Предтечи, Алексиевская и надвратная Никольская церковь (которую закрыли в том же году).

Церковь Алексия, наши дни. Источик:

Церковь Алексия, наши дни. Источик: temples.ru

Судьбу монастыря нельзя назвать лёгкой – страдая от набегов татар, поляков, литовцев, он неоднократно восстанавливался и перестраивался. Благо Романовы не оставляли монастырь без внимания. В XIX ст. в нём появились новые здания и пристройки, в частности, келии, колокольня (высотой 52 м.), библиотека. В обители также располагались духовное училище, а позже – Алексеевское братство, посвятившее себя беспризорным детям. Практически все деревянные строения были вытеснены каменными. А в каких прекрасных садах утопала обитель! В начале XX ст. здесь присутствовали даже элементы ландшафтной архитектуры.

В 1921 году Спасо-Преображенский монастырь по решению властей закрыли. Какое-то время его здания, как и строения соседского Крестовоздвиженского монастыря, использовались под жильё. В общем и целом обитель ветшала и разрушалась. Но поскольку она являла собою древний и единственный в Тульськой области в целостности сохранившийся архитектурный ансамбль, о ней решили вспомнить.

Белёвский Спасо-Преображенский монастырь

Белёвский Спасо-Преображенский монастырь, 2015 г. Источник: sobory.ru

В начале XXI ст. начались пока только разговоры и планы о реставрации монастыря. В 2007 г. была организована научно-практическая конференция, посвящённая Спасо-Преображенской обители, где поднимался вопрос о её передаче Тульськой епархии РПЦ и открытии. Годом позже монастырь действительно открыли. Однако при взгляде на полуразрушенные здания, сердце невольно сжимается: вот оно — лицо города.

Спасо-Преображенский Собор и Введенский Трапезный Храм, наши дни. Источник: photo-drive.ru

Спасо-Преображенский Собор и Введенский Трапезный Храм, 2014 г. Источник: photo-drive.ru

Сейчас, в 2015-м, ремонтно-реставрационные работы всё ещё длятся. И хочется верить, что мы всё же не утратим безвозвратно духовную и историко-архитектурную доминанту древнего Белёва.

Опубликовано: Июль 20, 2015 в 7:16 пп
Храм прп. Серафима Саровского в Раеве.

Храм прп. Серафима Саровского в Раеве. Источник: liveinternet.ru

В 2010 г. системно стартовала «Программа-200». Нацелена она на разработку проектов и строительство новых церквей в столице, а все работы по ней осуществляются на средства исключительно приходских общин. Реализовать задумку было бы гораздо сложнее без поддержки Московских властей, которые бесплатно выделяют земельные участки и помогают решать вопросы c прокладкой коммуникаций.

Храм преподобного Серафима Саровского в Раеве – один из наиболее масштабных проектов в рамках данной программы. Здание действительно большое: 43 м. в высоту, 1,1 тыс. м. кв. общей площади, и вмещает оно в целом 1000 человек. Великолепный снежно-белый храм возведён на основе лучших образцов древнерусской архитектуры и состоит из двух церквей – верхней (в честь прп. Серафима Саровского) и нижней (во имя Святителя Николая).

602

Храм прп. Серафима Саровского в Раеве. Источник: raevo.ru

Святую обитель начали возводить ещё в 90-х гг. Храм задумывался как большой комплекс, выдержанный в одном архитектурном стиле. При нём есть хозяйственный и административный корпуса, воскресная школа, библиотека, духовно-просветительский центр, а также действуют театральная студия, кружок церковной вышивки, хоровые кружки, воскресная школа для осуждённых. Большую часть прихожан составляет молодёжь.

Также в состав комплекса входит храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Этот небольшой храм-часовня построен архитектором А. Барабановым в 1997 г. по примерам деревянного зодчества ХV ст.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Раеве.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Раеве. Источник: moseparh.ru

Здесь и раньше стояла деревянная церковь (упоминания о ней датированы 1585 г.). Очевидно, она не раз перестраивалась, а затем и вовсе исчезла в огне Октябрьской революции. Но вот, спустя долгие годы, она восстановлена в первозданном виде. Рядом с ней находится также деревянная колокольня.

Шатровые храмы были популярны в древней Руси (так как довольно сложно смастерить купол из дерева). Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Раеве является одним из немногих сооружений в русском стиле.

К счастью, есть большие надежды на то, что «Программа-200» не ограничится строительством лишь указанного количества храмов. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл выступил с предложением расширить масштабы проекта.

Опубликовано: Март 31, 2015 в 10:23 дп
Храм иконы Божией Матери Знамение в Ховрине

Храм иконы Божией Матери Знамение в Ховрине. Источник: google.com.ua.

Упоминания о Ховрино встречаются с 1585 года, а о храме в нём – с 1623-1624 гг. Нет точных сведений по поводу церквей в этом селении, однако историки полагают, что в конце ХVІ ст. некий Третьяков-Ховрин, потомок сурожского купца по прозвищу Комра построил здесь храм Великомученика Георгия.

Смутное время не пощадило церковь, она была уничтожена отступниками. В 1646 г. построили церковь Святителя Николая, а в 1682-м в селе уже возводят вторую святую обитель.

Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине строил боярин В. Б. Шереметьев. После его смерти вотчина отошла в государственную казну. А в 1700 г. Пётр І подарил Ховрино графу Головину, которое позже перешло во владение его вдове. Она и построила каменную церковь на старом погосте.

Опубликовано: Май 19, 2013 в 8:00 дп

Храм иконы Божией Матери «Знамение» за Петровскими воротами был построен на месте старинной деревянной церкви в 1681 году на средства, собранные стрельцами полка Никифора Колобова.  Это был воинский или полковой храм, который увековечил окончание крымского похода под предводительством князя Голицына.

По церковнославянским записям, «Знамение» — это чудо. Икона Божией Матери «Знамение» — пожалуй, одна из самых известных в православии. Ее изображали еще в первые века христианства, в катакомбах. Икону называют также «Оранта» или «Молящаяся». Выбор на строительство храма во имя этой иконы пал не случайно. С этой иконой связывают чудо, произошедшее во время крымского похода и которое благоприятствовало благополучному исходу похода. Храм иконы Божией Матери «Знамение» за Петровскими воротами

Опубликовано: Апрель 8, 2013 в 8:00 дп

Храм Бориса и Глеба в Зюзино.

Село Зюзино находится на месте поселения древнерусского племени вятичей и известно с 12 века. Его название происходит от имени владельца села — опричника («государева человека») Василия Зюзина, владевшего им во времена Ивана Грозного. Храм Бориса и Глеба в ЗюзиноВ 1644 году Зюзино перешло в собственность известного и богатейшего боярского рода Морозовых. Последние представители этого рода братья Борис и Глеб Морозовы, предположительно и послужили тому, что первая деревянная церковь в Зюзине была освящена именами их святых покровителей Бориса и Глеба.