Опубликовано: Декабрь 20, 2016 в 10:35 дп
храм Иоанна Богослова, что на Бронной

Храм Иоанна Богослова на Бронной

В конце XVI ст. (по мнению большинства источников) на Богословском переулке, что проходил через центр слободы царских оружейников-бронников, был построен приходской храм в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Позже главной слободской улицей стала Бронная, и обитель стали называть соответствующе — «храм Иоанна Богослова, что на Бронной».

Это была ничем непримечательная церковь — деревянная, с одним престолом. Однако в дар ей досталась уникальная икона в честь вышеупомянутого апостола, выполненная в технике византийского письма. Исключительность образа не в письме – на нём красуется надпись: «От царя Михаила Фёдоровича». Эта икона стала наиболее почитаемой для обители.

В 1652-1665 гг. стараниями прихожан был построен новый, каменный храм. Здание вышло весьма боголепным. В центре архитектурной композиции – двусветный четверик, увенчанный 5-тью барабанами. Центральный – самый крупный, со щелевидным окном; по краям расположены остальные — они поменьше и глухие. Шлемовидные главы завершают композицию. Из декора – килевидные кокошники, многоступенчатые карнизы, арочные окна, разделённые пилястрами, аркатурно-колончатый пояс на барабанах.

При храме Иоанна Богослова на Бронной была открыта первая частная православная школа в Москве (в 1668 г.). Инициатива строительства принадлежала прихожанам, они же и финансировали проект. Однако активное участие в этом благом деле принял также Симеон Полоцкий – известная личность в религиозных кругах. Несколько позже при храме построили и богадельню на 100 человек.

Храм Иоанна Богослова на Бронной

Храм Иоанна Богослова на Бронной

В 1694 г. был сооружен каменный Никольский придел, прекрасно вписавшийся в экстерьер храма, несмотря на некую отличительную особенность — это единственная луковичная глава во всей архитектурной композиции.

В 1740 г. строят новую колокольню – двухъярусную, с элементами классицизма. Один из 7-ми колоколов, которые на ней находились, отлил известный мастер Иван Моторин. В конце 30-х гг. XIX ст. в храме проводились ремонтные работы, а также был построен второй придел – в честь Митрофания Воронежского (в 1870-м он был упразднён).

В 1876-1879 гг. Богословский храм снова обновлялся. В нём появились новый иконостас в стиле барокко, росписи на стенах масляными красками, новые полы, подоконники из «подольского мрамора» (сырьё добывалось на Подольском карьере) и духовое отопление.

К 1917 году храм Иоанна Богослова на Бронной располагал довольно большими земельными владениями. Часть домов, что находились на его территории, сдавалась в наём (в остальных проживали священнослужители и церковные работники). Рядом находился приходской погост.

храм Иоанна Богослова, что на Бронной

Храм Иоанна Богослова на Бронной

После октябрьского переворота обитель была разорена и, естественно, лишена владений. Здание в основном использовалось как склад, но изредка в нём держали заключённых.

В 1932 г. храм имел все шансы быть уничтоженным, однако стараниями архитектора Дмитрия Сухова всё обошлось снятием куполов и частично разобранной колокольней. В здании разместилась мастерская Московского драматического театра.

С 1970-го началась затяжная (в виду отсутствия финансов) реставрация храма. Поскольку частично эти работы оплачивались из бюджета театра, его руководство раз за разом переносило сроки ремонта. Это, к сожалению, привело к ещё большим разрушениям обители.

В конце концов, в 1991 г. храм Иоанна Богослова на Бронной был передан Церкви, хотя и в аварийном состоянии. Через год состоялось первое богослужение, но лишь к 1995 году мастерская театра полностью освободила здание.

Все реставрационные работы были произведены на средства прихожан, сторонних организаций и Инкобанка.

Опубликовано: Декабрь 10, 2016 в 11:43 дп

Храм Иверской иконы Божией Матери при б. Иверской общине сестёр милосердияОбщина сестёр милосердия возникла в 1894 году под эгидой Красного Креста. Её попечителями были Елизавета Фёдоровна (принцесса Гессен-Дармштадтская) с великим князем Сергеем Александровичем.

Поскольку непосредственной обязанностью сестёр (это были вдовы и незамужние девицы возрастом от 20 до 40 лет) был уход за больными, то в здании общины построили амбулаторию. А в 1901-м — выстроили храм Иверской Иконы Божьей матери.

Деньги на строительство пожертвовала известная благодетельница Елизавета Лямина; архитектором стал Сергей Родионов – один из мастеров церковной архитектуры, автор архитектурного (и планировочного) решения Новодевичьего кладбища.

Храм Иверской иконы Божией Матери при б. Иверской общине сестёр милосердия

Храм Иверской иконы Божией Матери при бывшей Иверской общине сестёр милосердия

Церковь Иверской Иконы Божьей матери при Общине сестер милосердия построена в стиле древнерусского, а точнее владимиро-суздальского зодчества. Экстерьер имеет много общего с Дмитровским собором на Клязьме.

У здания кубическая форма. Его венчает одна глава на широком световом барабане и украшают аркатурно-колончатые пояса и килевидные завершения порталов. В декоре верхней части барабана угадываются новгородские мотивы. С запада к церкви примыкают галерея и звонница. Стены церкви украшают росписи по образцу Софийского собора в Новгороде.

Храм Иверской иконы Богоматери охраняется государством как памятник архитектуры.

Во время войн (греко-турецкой, русско-японской, балканской) сёстры милосердия оказывали помощь раненым солдатам – не только в Москве, но и на линии фронта. А после окончания 1-й Мировой Иверская Община была ликвидирована, но продолжила существование в качестве Второй школы медсестёр.

Храм Иверской иконы Божией Матери при бывшей Иверской общине сестёр милосердия

Храм Иверской иконы Божией Матери при бывшей Иверской общине сестёр милосердия

Кстати, здесь работала мама Марины Цветаевой. А одной из настоятельниц обители была внучка А. С. Пушкина – Надежда Александровна.

Храм Иверской Иконы Божьей матери при Общине сестер милосердия закрыли в 1925 году. Здание отдали под склад. В 1990-м — был проведён ремонт, а в 1993-м — возобновились богослужения.

Как видим, судьба обители сложилась не так уж плохо, чего не скажешь о судьбе её настоятеля – Сергея Махаева. Как и многие другие, в 1937-м он был расстрелян на злосчастном Бутовском полигоне. В 2000 году – прославлен в лике святых.

Опубликовано: Октябрь 1, 2016 в 1:50 пп
Храм Иоанна Предтечи на Хованском кладбище

Храм Иоанна Предтечи на Хованском кладбище

Хванское кладбище знаменито не только своими громадными размерами (около 200 га) и именитыми захоронениями (к слову сказать, здесь почивает огромное количество криминальных авторитетов), но также красивыми архитектурными сооружениями. Одним из таких является церковь Иоанна Предтечи, расположенная при центральных воротах.

Закладка фундамента была произведена летом 1994-го. Что примечательно, среди прочих камней в основе здания находится камень из купели, где крестили князя Владимира. Это не подтверждённые сведения, однако о них гласит предание.

Храм Иоанна Предтечи на Хованском кладбище

Храм Иоанна Предтечи на Хованском кладбище

Закончилось строительство в 2003 году, внутренние работы продолжались ещё несколько лет. Проект обители подготовила «Архитектурная мастерская О. Климова», а её внутренним убранством занимался художник, иконописец А. В. Пушенко.

Церковь Иоанна Предтечи на Хованском кладбище имеет интересную архитектурную композицию. Она являет собой большое многошатровое здание, выполненное из кирпича с деревянными перекрытиями. В его основе – четверик, на котором высится трёхъярусный восьмерик. Верхний ярус – чуть выше остальных, с шатровым завершением. Каждый шатер венчает луковичная глава. К заднему фасаду примыкают 3 полукруглых апсиды: большая — по центру, а две поменьше — слева и справа от неё. В декоре фасада использованы приёмы зодчества эпохи Ивана Грозного.

Храм Иоанна Предтечи на Хованском кладбище

Храм Иоанна Предтечи на Хованском кладбище

Храм Иоанна Предтечи на Хованском кладбище имеет два боковых придела – во имя князя Владимира, покровителя внутренних войск МВД России, и в честь святителя Николая, который считается покровителем путешествующих, заключённых и сирот. Очень символично, ведь все умершие в каком-то смысле – путешественники, а многие из усопших – люди с криминальным прошлым.

Сама обитель названа в честь Иоанна Крестителя, самого почитаемого святого после Богородицы. Иисус неоднократно указывал на пророка как на своего предтечу, отсюда и его второе имя – Иоанн Предтеча.

Храм приписан к собору Архангела Михаила, что в Тропареве.

Опубликовано: Сентябрь 20, 2016 в 9:03 дп
Храм Иннокентия митр. Московского в Бескудникове

Храм Иннокентия митр. Московского в Бескудникове

К концу XX века Северный округ столицы явно нуждался во вместительном храме, так как его небольшие церкви просто не вмещали всех желающих в дни больших праздников. И вот, в 1997 г. начал строиться храм Иннокентия митр. Московского в Бескудникове, нужно сказать, первый в Москве в честь этого святого.

Иннокентий известен своей просветительской деятельностью в Сибири и Америке, за что был прославлен в лике святых. Дни его памяти – 31 марта (день смерти) и 23 сентября (день прославления).

Храм строился долго. В основе его проекта, созданного архитекторами А. В. Бормотовым и В. И. Якубеней, лежали чертежи церкви Святой Троицы, что в Ершово.

Первый молебен (на пандусе храма) состоялся в 2001 году; через два года на купол был торжественно водружен крест и совершен чин его освящения. Первый молебен непосредственно в здании был совершен в 2004 году, хотя строительные работы закончены не были. Тем не менее, приход постепенно разрастался.

Храм Иннокентия митр. Московского в Бескудникове

Храм Иннокентия митр. Московского в Бескудникове

В сентябре 2005 года состоялось освящение храма. А в 2006-м на временную звонницу были установлены 4 колокола. В том же году начал издаваться приходской листок, где были и авторские материалы, и важные события из жизни прихода, и православные праздники. Уже через год начала работать воскресная школа.

В 2011 году работы по благоустройству храма Иннокентия митр. Московского в Бескудникове всё ещё продолжались. К тому времени была проведена электрика (отопление сделали раньше), расширен алтарь, разработан проект иконостаса. В обители появились три паникадила (хоросы) и гипсовые карнизы.

На сегодня практически все работы закончены. К сожалению, экстерьер здания заметно проигрывает прообразу – Троицкому храму, который считается прекраснейшим образцом московского ампира (поздний классицизм). Здания и вправду схожи, но истина проявляется в мелочах…

Обитель в Бескудникове имеет симметричные формы — она двухъярусная, имеет квадратный силуэт с двумя полукруглыми апсидами на противоположных сторонах и открытым 6-колонным портиком у третьей стены. Круглый световой барабан венчает небольшой приземистый купол. Храм опоясан широким пандусом для крестных ходов. Из декора – ступенчатые карнизы и колонны тосканского ордера.

Троицкий храм в Ершово и Храм Иннокентия митр. Московского в Бескудникове

Троицкий храм в Ершово и Храм Иннокентия митр. Московского в Бескудникове

С 2012 года при храме действуют молодёжный клуб, кружок «Евангельские беседы», интеллектуальный клуб. Позже появились Центр социальной помощи, семейный клуб трезвости, паломническая служба, театральный кружок, хоровая студия, секция рукопашного боя.

Одни из самых почитаемых святынь обители – частицы мощей святителей Амвросия Медиоланского и Григория Двоеслова, папы Римского, а также частица мощей мч. Назария Медиоланского.

Храм Иннокентия митрополита Московского в Бескудникове приписан к обители свт. Николая Чудотворца у Соломенной сторожки.

Опубликовано: Июнь 30, 2016 в 11:05 пп
Храм Иоанна Русского в Фили-Давыдкове

Храм Иоанна Русского в Фили-Давыдкове

Удивительно, однако храм Иоанна Русского в Фили-Давыдково – первый в Москве, возведённый в честь этого святого праведника.

Жизнь его была нелёгкой, большую её часть Иоанн провёл в турецком рабстве. Долгое время его унижали, презирали и склоняли принять ислам, но он оставался непоколебим в своей вере. И вот со временем, проникшись трудолюбием, кротостью и твёрдостью веры чужака, и хозяин, и домочадцы зауважали его, оставив издевательства и насмешки.

Иоанн ревностно молился, соблюдал пост и регулярно причащался. Он принял судьбу раба и не пытался изменить её, даже когда была возможность. Его хозяин, Ага, вскоре разбогател и видел в этом заслугу своего раба — как-никак, в его дворе живёт настоящий праведник.

А однажды случилось нечто чудесное: Ага совершал паломничество, а во время его отсутствия родственники и друзья семьи собрались за обеденным столом. Тогда жена Аги и заметила невзначай, что было бы прекрасно, если бы её муж также вкушал сейчас с ними этот плов. На что прислуживающий гостям Иоанн ответил, что доставит блюдо в Мекку своему хозяину.

Храм Иоанна Русского в Фили-Давыдкове, иконостас

Храм Иоанна Русского в Фили-Давыдкове, иконостас

Даже по теоретическим расчётам сделать это было невозможно, но хозяйка согласилась ради интереса. А когда Ага вернулся, то рассказал о необъяснимом. Будучи в Мекке и зайдя в свою запертую на ключ комнату, он увидел на столе дымящийся плов, да ещё и в своей домашней посуде — на тарелке было выгравировано его собственное имя.

После этой истории Иоанна стали называть святым. На протяжении своей жизни он совершал множество чудес — исцелял тела, спасал души… Несмотря ни на что праведный христианин не изменил свой образ жизни и встретил смерть на чужбине. Сегодня Иоанн Русский считается покровителем миссионеров, особенно тех, кто трудится в мусульманской среде.

Храм Иоанна Русского в Фили-Давыдкове

Дом причта храма Иоанна Русского в Фили-Давыдкове

И вот Святейший Патриарх Алексий благословил строительство (2003-2004 гг.) небольшого деревянного храма-часовни Иоанна Русского в Фили-Давыдково. Здание возвели по архитектурному типу «Корабль» (основные части церкви расположены в одну линию), что было характерно для древнерусского церковного зодчества — такая форма символизирует прибежище в бушующем житейском море.

Главный престол освящён во имя Иоанна, а приставной – во имя Благовещения Богородицы. В храме стоит прекраснейший мельхиоровый иконостас, выполненный (как и престолы, царские врата и большинство икон) басменной вязью (рельефные изображения на тонких листах металла), где гармонично уживаются древнерусские традиции с византийским стилем. Экстерьер храма также изобилует кованными элементами.

Новый Храм Иоанна Русского в Фили-Давыдкове

Каменный храм Иоанна Русского в Фили-Давыдкове

Главная церковная святыня — образ Иоанна Русского с частицей его мощей.

Поскольку храм Иоанна Русского в Фили-Давыдково совсем небольшой (рассчитан на 50 человек), было решено построить новый каменный храм вместительностью в 10 раз больше. В 2010 году мэр столицы выделил под благое дело земельный участок; а обитель стала участником программы «200 храмов».

Первый камень был заложен летом 2013-го. На сегодняшний день обитель достроена. Это очень красивое белоснежное здание, по стилю напоминающее древнерусские храмы, возведённые по образцу византийских и греческих.

Особенность нового каменного храма в том, что он имеет целых 3 колокольни, и у каждой свой, индивидуальный набор колоколов. В будущем здесь планируют проводить фестивали колокольного звона.

При церкви действуют воскресная школа, кружки детского творчества, молодёжное объединение; совершаются паломничества.

Опубликовано: Июнь 10, 2016 в 9:29 дп
Храм Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой

Храм Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой

В ноябре 1912 года недалеко от деревни Дубровки, при московских городских бойнях был возведён храм Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой. Жертвовали на строительство в основном прихожане – рабочие боен и крестьяне Дубровки, а строил обитель архитектор Сергей Воскресенский. И, как считают специалисты, это здание – его лучшее творение.

Храм Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой строился в русском стиле. Здание вмещало до 2’000 человек и являло собой прямоугольный массивный четверик с тремя большими полукруглыми апсидами, примыкающими с восточной стороны. Над основным объёмом располагался восьмерик, увенчанный изящным высоким шатром; в боковых апсидах были устроены приделы.

Московский купец Лобачов пожертвовал деньги на строительство северного предела в честь святых Косьмы и Дамиана (освящён в 1912-м); церковный староста Лукьянов благодетельствовал строительству южного придела в честь Георгия Победоносца и Андрея Боголюбского (освящён в 1914-м). Главный престол был сооружен стараниями местного прихожанина Еремеева и освящён в 1915 году.

Храм Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой

Храм Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой

Автором резного позолоченного иконостаса был известный мастер П. А. Сизов, образы писал придворный иконописец В. П. Гурьянов.

Жизнь храма не была долгой – в 1935 г. за подписью С. Губермана вышло постановление закрыть обитель. Здание предполагалось пустить под мастерские чулочно-трикотажной фабрики, а потому началась его варварская перепланировка и перестройка.

В 50-х годах в некогда великолепном храме располагался завод «Электрон», специализировавшийся на оборонном производстве, а в последнее время – Югорский акционерный банк. В конце концов облик храма исказился до неузнаваемости.

В 1996 г. при Иерусалимском храме учредили Патриаршее Подворье, а с 2006-го он стал представительством Крестовоздвиженской Иерусалимской женской обители.

Храм Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой

Храм Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой

За реставрацию храма  взялись в 2001 году. Работали активно. Бывало, что встречи с архитекторами назначали ночью, чтобы спокойно в тишине обсудить те или иные детали. Очень хотелось восстановить сооружение к престольному празднику – к 25-му октября. К счастью, так и вышло: 25.10.2001 года состоялось освящение храма.

Сегодня при храме Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой работают Воскресная школа, разнообразные кружки и студии; ведутся духовные беседы с прихожанами — как со стороны священников, так и со стороны православных психологов. И всё же физическое состояние храма всё ещё далеко от идеального.

Опубликовано: Январь 10, 2016 в 10:41 дп
Храм Илии пророка на Воронцовом поле

Храм Илии пророка на Воронцовом поле

Согласно преданию, храм Илии пророка на Воронцовом поле был возведён по случаю победы над татарами, посягавшими на Москву. Битва состоялась в день Св. Илии (20-го июля по старому стилю) недалеко от села Воронцово. Год данного события не известен, но из летописей можно сделать вывод, что на 1476 г. храм Илии пророка уже существовал в этом селе.

Здание было деревянным и располагалось в сосновом бору, над рекой Яузой. Позже здесь появилось кладбище села Воронцово.

Некоторые историки полагают, что отшельники Андроникова монастыря устроили недалеко от Ильинской церкви небольшое поселение (скит), которое со временем превратилось в монастырь. Он был отмечен на карте Москвы 1389 года, но как долго просуществовал – неизвестно.

Есть сведения, что князь Иван ІІІ приобрёл эту местность у Андрониковой обители и построил здесь загородный дворец, в котором проводил много времени. Храм Илии становится придворным.

Храм Илии пророка на Воронцовом поле, колокольня

Колокольня храма Илии пророка на Воронцовом поле

В 1504 году Воронцово вместе с дворцом и храмом перешло во владения Василия III. При нём село достигло расцвета и на долгое время стало его любимой резиденцией. В 1514-1515 гг. рядом с церковью Илии пророка князь построил каменный храм в память Благовещения Пресвятой Богородицы, так как его день рождения совпадал с этим великим праздником. Каждый год 25 марта праздничную службу посещал Патриарх, а после открывалась ярмарка, проводились народные гуляния. Эта традиция жила до XIX в.

После развода с женой и последующей скорой женитьбе на Е. Глинской князь всё реже бывал во дворце и перестал посещать храмы, которые в итоге стали приходскими.

Летом 1653-го Москва мучилась засухой. Народ постился и воздавал богу молитвы об избавлении от несчастья, а царь Алексей Михайлович пообещал построить святую обитель в память святого, в день которого землю оросит дождь, а также установить ежегодный Крестный ход. 20 июля, в день Илии пророка с неба полилась вода.

Государь своё обещание не забыл. Древний храм Илии пророка на Воронцовом поле на то время значительно обветшал. Именно его обустройством и занялся Алексей Михайлович для исполнения своего обета.

Новое здание было небольшого размера с 2-мя декоративными шатрами. Позже оно неоднократно перестраивалось. Рядом с ним в 1702-м возвели новую пятиглавую церковь, и старый храм стал её притвором. В 1745 г. обновили старую колокольню, а в 1840-м — построили новую огромную трапезную в стиле ампир. Чуть позже разобрали апсиды древней обители, окончательно превратив её в придел более просторного храма.

Храм Илии пророка на Воронцовом поле

Храм Илии пророка на Воронцовом поле

Строительство велось по инициативе братьев Усачёвых (один из них был старостой храма) под руководством архитектора Козловского. Однако завершить его полностью не удалось. Уже в 1870 г. обустройством храма занялся новый староста — Г. И. Хлудов. При нём церковь приобрела новый, неповторимый экстерьер во вкусе русской старины. Изменения коснулись и колокольни, которую надстроили шатровым ярусом, благодаря чему она стала одной из высочайших в Москве. Работами руководил признанный мастер своего дела, архитектор Павел Зыков.

В 1929 г. храм Илии пророка на Воронцовом поле закрыли, а позже передали Музею восточных культур.

Прихожане обустроили домовую церковь в одном из домов, что находятся рядом с храмом. С 2000 года здесь проводятся регулярные богослужения. Ныне приход делает всё возможное, чтобы вернуть главное здание храма Церкви.

Опубликовано: Декабрь 30, 2015 в 4:46 пп
Храм Иакова Заведеева в Казенной слободе

Храм Иакова Заведеева в Казенной слободе

Храм Иакова Заведеева в Казенной слободе — единственная святая обитель в России, построенная в честь этого апостола. Хотя Иаков, как повествует Евангелие, был одним из самых близких Христу учеников.

Точная дата возведения храма не известна, но первые упоминания о нём датированы 1620-м годом. Правда, тогда это было деревянное строение, а первый каменный храм построили в 1676 г. на деньги, выделенные царём Алексеем Михайловичем.

Основа здания являла собой бесстолпный четверик с примыкающей тройной апсидой, перекрытый сомкнутым сводом и завершённый пятиглавием. Из декора – кокошники, горизонтальные тяги на фасаде из фигурного кирпича, обрамлённый валиком киот. При храме были также трапезная и колокольня.

Храм Иакова Заведеева в Казенной слободе

Храм Иакова Заведеева в Казенной слободе

В XIX ст. церковь несколько раз перестраивалась, в частности по проектам архитекторов Балашова и Фидлера: были сооружены прямоугольные приделы; здание приобрело простые геометризированные формы зрелого ампира; тройная апсида превратилась в одну большую, полуциркульную; кирпичный декор исчез; были разобраны своды, и вместо пятиглавия появился купол на широком барабане; трапезная с приделами изменила свой облик, приобретя элементы позднего ампира; и в конце концов появились каменная ограда и врата с небольшими пилонами.

Храм имел главный престол, освящённый в честь Казанской Богоматери и два других, освящённых во имя са. Якова и св. Николая. К южному приделу в 1883 г. была пристроена маленькая ризница.

Храм Иакова Заведеева в Казенной слободе закрылся в 1932 г. и стал использоваться в качестве мастерской. В 1970-м святая обитель потеряла купол, в 1979-м — была сломана ограда. Тогда же в здание переехало Управление механизации Метростроя, a трапезная превратилась в гараж.

Храм Иакова Заведеева в Казенной слободе

Храм Иакова Заведеева в Казенной слободе

В 1991 г. верующие снова обрели свою церковь, и с 1994-го в ней регулярно проводятся богослужения. В 1994-1998 гг. под руководством Царина была проведена реставрация здания.

Главная святыня храма – это ковчег с частичкой мощей апостола Иакова, привезённых из Рима, а также иконы св. Матроны Московской и князя Даниила Московского с частицами их мощей.

Храм Иакова Заведеева в Казенной слободе ведёт активную социальную деятельность, также при нём открыта воскресная школа.

Старый Изборск

Старый Изборск. Источник: tourism.pln24.ru

Изборск – один из древних русских городов (ныне село), архитектура которого не только «помнит» героическое прошлое наших предков, но и впечатляет своим великолепием, что очередной раз подтверждает искусность древних зодчих.

Изборская крепость

Изборская крепость. Реставрационные работы, 2013 г.

Наибольшая, но далеко не единственная его достопримечательность – внушительная (примерно 850 м. в длину) крепость, построенная в XIV ст. Город также известен древними православными храмами, о которых мы и хотим рассказать. К сожалению, состояние памятников национальной культуры Изборска далеко не идеальное, и, возможно, наша статья обратит внимание Московского Патриархата к проблемам провинциальных храмов.

Никольская церковь

Никольская церковь, Изборск

Никольская церковь. Источник: sobory.ru

Единственная сохранившаяся в этих местах святая обитель с ярко выраженным псковским колоритом, хоть её очертания и напоминают московские храмы. Когда-то на её месте располагалась деревянная церковь (при Николо-Городищенском монастыре). Но в 1682 г. после пожара она превращается в каменную, а после закрытия монастыря в 1764-м – становится приходской. Последние ремонтно-строительные работы проводились в XVII ст.

Никольская церковь, Изборск

Никольская церковь, западный фасад.

Основная часть здания Никольской церкви являет собой бесстолпный четверик, перекрытый четырёхскатной кровлей, а над ним возвышается стройный глухой барабан. Венчает его интересная своей формой глава (в виде колокольчика) с небольшим крестом.

Закладные каменные кресты, вмурованные в стены Никольской церкви.

Закладные каменные кресты, вмурованные в стены церкви. Источник: anashina.com

К четверику с одной стороны примыкает небольшая апсида, с другой – трапезная с цилиндрическим сводом, на северной стороне которой расположилось небольшое крыльцо. Но наибольшее впечатление производит красивая трёхпролётная звонница над кровлей.

Никольская церковь, Изборск

Никольская церковь. Источник: sobory.ru

К сожалению, с 1961 г. церковь не действует, опустела и её восхитительная звонница. С тех пор обитель, как одинокий парус, белеет на въезде в городище.

Церковь Сергия и Никандра

Церковь Сергия Радонежского и Никандра, Изборск

Церковь Сергия и Никандра, 1986 г. Источник: sobory.ru

Некогда на территории Изборской крепости была деревянная церковь в честь монахов-чудотворцев Сергия Радонежского и Никандра Псковского. Предполагается, что она была построена в XVI ст. после присоединения Пскова к Москве в 1510 г. (хотя первое упоминание о ней в церковных документах датируется 1701-м годом). И, конечно, название обители выбрано не случайно; оно символизирует объединение земель, ведь Сергий – покровитель Москвы, а Никандр – псковский пустынножитель.

После того как церковь сгорела в одном из пожаров, жители возвели новый храм, на сей раз из гранита и плитняка и уже за пределами крепости, недалеко от башни Плоской. Мнения по поводу даты строительства расходятся – то ли это 1611-й., то ли 1755-й, то ли 1765-й годы. Известно, что каменную ограду и ворота построили в конце XVIII ст.

Церковь Сергия и Никандра, Изборск

Церковь Сергия и Никандра. Источник: sobory.ru

Церковь Сергия и Никандра – довольно скромная, напоминает небольшой дом с двускатной крышей. Это бесстолпный храм с одним декоративным барабаном и маленькой главкой. Восточный фасад занимает большая апсида. Церковь имеет цилиндрический свод (как и трапезная) с единственной распалубкой над окном у алтаря. Свод трапезной имеет распалубки над всеми окнами.

Главным украшением всей композиции является двухпролётная звонница, проникнутая, по словам И. Грабаря, «тонкой поэзией и чутьем прекрасного». По бокам от неё располагаются деревянные пристройки с фигурными столбами на углах.

Деревянный иконостас церкви Сергия и Никандра, XVIII ст.

Деревянный иконостас, XVIII ст.

Местами стены обители достигают 1,5 м. в толщину. А двери трапезной и собственно храма закрывались изнутри. Так что, в случае беды, изборяне могли переждать в них опасность.

Один из жителей рассказывал о подземном тоннеле, ведущим в церковь. Проход действительно нашли, однако исследовать его не удалось, так как при раскопках земляной свод рухнул. Скорее всего, проход соединял Церковь Сергия и Никандра с одной из крепостных башен.

Ворота церкви Сергия и Никандра.

Ворота церкви Сергия и Никандра. Источник: храм-изборск.рф

В 1831 г. обитель приписали к Никольскому собору. А в 1946-м — закрыли. Сохранилась она лишь потому, что всё это время (1946-2014 гг.) была частью музея-заповедника «Изборск». В 2014 г. обитель торжественно передали Псковской епархии.

Церковь Рождества Богородицы

Церковь Рождества Богородицы

Церковь Рождества Богородицы. Источник: sobory.ru

Точное время её возникновения неизвестно. В церковных документах, датированных 1585-1587 годами, упоминается одноимённый женский монастырь. Предположительно, церковь на то время уже существовала.
Нынешний храм датируют XVII веком. О его создателе ничего неизвестно.

Главный придел освящён в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В память о могилах, часть которых оказалась под приделом, в стены вмурованы каменные кресты. Второй придел соорудили во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

Церковь Рождества Богородицы

Церковь Рождества Богородицы. Источник: sobory.ru

Композиция церкви несколько замысловата — её архитектурные элементы имеют разные формы и высоту, точно так же разнятся величиной её покрытые лемехом (деревянными пластинами) главы, посаженные на глухие барабаны. Особое внимание привлекает красивая двухпролётная звонница. Кстати, с ней связан интересный исторический факт.

В 1570 г. Иван Грозный, возвращаясь из Псково-Печерской обители, приказал отлить 2 колокола для девичьего Рождественского монастыря. Именно на звоннице церкви Рождества Пресвятой Богородицы они и появились. (Сейчас их, конечно, заменили другие колокола.)

Другой занимательный факт о святой обители связан с фильмом «Звезда пленительного счастья». Именно здесь, в Рождественской церкви была снята сцена венчания поручика Анненкова.

Церковь Рождества Богородицы.

Церковь Рождества Богородицы. Источник: sobory.ru

Архитектура здания мало изменилась с давних времён, и сегодня мы можем наблюдать её почти в первозданном виде.

Никольский собор

Мы располагаем весьма приблизительной датой строительства Никольского собора. Знаем, что возведён он был вскоре после того, как город перенесли на Журавью гору, и назван в честь почитаемого на Руси Николая Чудотворца, покровителя воинов, заступника мореплавателей и путешественников. Обитель впервые вскользь упоминается в документах 1341 года, когда автор летописи описывал наступление немцев на Изборск. Известно, что в 1349 г. собор был освящен (с участием князя Юрия Витовтовича), а значит, к тому времени уже был построен.

Никольский собор в Изборске

Фото из журнала «Русский паломник». Источник: sobory.ru

Храм располагался у въезда в крепость и во время вражеских осад был моральной поддержкой для защитников Изборска. За ним, в крепостной стене есть тайная галерея, ведущая к подземному источнику, где горожане брали воду во время длительных осад. Вход туда маскировали. Ниша в стене закладывалась каменной кладкой, но без раствора, чтобы в случае крайней необходимости легко выбить её и спуститься к колодцу. К слову сказать, расположен он на глубине 16 метров.

Никольский собор в Изборске

Никольский собор. Источник: sobory.ru.

До наших дней Никольский собор не дошёл в первозданном облике, так как на своём веку перестраивался много раз. Сейчас мы можем увидеть каменный четырёхстолпный храм с простыми и строгими формами, с единственной полукруглой апсидой и шлемовидной главой на крупном барабане. С южной стороны к собору примыкает одноапсидный придел с небольшим глухим барабаном и аккуратной главкой, что украшена изразцами XVIII ст.

Никольский собор в Изборске

Никольский собор. Источник: sobory.ru.

В целом декор обители непримечателен, что характерно для псковского зодчества. Ведь жители стремились в первую очередь к безопасности и созданию надёжного тыла. Именно поэтому все здания обладают мощью и особым характером, который, кажется, можно прочувствовать кожей.

Колокольню построили в середине XIX в. вместо Сполошной звонницы. Именовалась она так по названию колокола, который оповещал не только изборян, но и Псков о приближении врага.

Собор Николая Чудотворца в Изборске

Никольский собор. Источник: bouriac.narod.ru

Никольский собор всегда имел огромное значение для города и его жителей. Тот факт, что глава Псковской Митрополии в 1589 г. был награждён титулом митрополита Псковского и Изборского, лишь подтверждает это. Обитель никогда не закрывалась со дня своего возникновения и продолжает оставаться главным храмом современного Изборска.

Часовня св. Серапиона Изборского

Часовня св. Серапиона Изборского. Источник: izborsk-info.ru

А ещё в Изборске есть большое количество часовенок, у каждой из которых – своя история. Наиболее известна часовня святого Серапиона, потому как стоит она над чудодейственным Богородицким родничком. Но это – тема уже другой статьи.

Опубликовано: Июнь 21, 2015 в 1:08 дп
Храм Иоакима и Анны в Бабушкине

Храм Иоакима и Анны в Бабушкине. Источник: sobory.ru

Храм Иоакима и Анны в Бабушкине был построен в начале ХХI века при церкви Адриана и Наталии. Этот небольшой крестильный храм был возведён в честь праведных святых, которым страждущие молятся о даровании ребёнка, а также о другой нужде.

Архитектуру здания нельзя назвать примечательной: приземистое строение из красного кирпича с небольшими полукруглыми (в нижней части здания) окнами; невысокий шестигранный шатёр с глухим барабаном, увенчанным главой; завершает конструкцию изящный крест, посаженный на маленькое яблоко.

Святые Иоаким и Анна

Святые Иоаким и Анна. Источник: rostov-monastir.ru

Чем же запомнились нам праведная супружеская пара Иоакима и Анны? Они жили в Назарете, и всю свою жизнь, до преклонной старости, к своему сожалению, не имели детей. А в те времена подобная ситуация считалась позором, поэтому Анна с мужем являлись объектом насмешек и призрения. Супруги мужественно сносили эти невзгоды, не роптали на судьбу, а лишь горячо молились Господу.

Однажды, в честь большого праздника Иоаким, по обычаю, принёс в Иерусалим дары для подношения их Богу. Однако священник Рувим не принял их, посчитав, что бездетный муж, не подаривший Иерусалиму наследников, не достоин такой чести.

Иоаким в отчаянии не вернулся домой, а поселился отшельником в безлюдном месте и принялся молиться Богу. Анна, узнав о таком унижении, подобно мужу стала молить Всевышнего даровать ей ребёнка. Супруги постились и молились, пока однажды ангел божий не послал им обоим видение о том, что будут они вознаграждены дочерью, которую благословит весь человеческий род.

Храм Иоакима и Анны в Бабушкине

Храм Иоакима и Анны в Бабушкине. Источник: sobory.ru

После этого события Иоаким, полный надежд, зашёл в Иерусалимский храм с мыслью, что если Бог действительно смилостивился, он увидит это в золотой пластине жреца. Подошедши к жертвеннику с дарами, старец долго вглядывался в пластину, и греха в себе не увидел. А через 9 месяцев жена его родила девочку, и имя ей дали, указанное ангелом, — Мария.

Благодарные родители пообещали отдать чадо в храм, что они и сделали, когда Марие исполнилось 3 года. По преданию, святой Иоаким отошёл через несколько лет после этого в возрасте 80 лет, через пару лет после мужа скончалась и Анна в возрасте 79 лет.

Вот так даровал Господь ребёнка Иоакиму и его супруге, и благословенную Марию, матерь Иисуса — всем людям. Именно в честь этой святой пары назван храм Иоакима и Анны в Бабушкине.