Опубликовано: Апрель 1, 2017 в 12:01 дп
Храм Николая и часовня вмч. Пантелеимона в Отрадном

Храм Николая в Отрадном

Храм святителя Николая и часовня вмч. Пантелеимона в Отрадном являют собою часть комплекса «Новый Иерусалим», куда также входят татарская суннитская мечеть «Ярдям», азербайджанская шиитская мечеть «Инам» и синагога «Даркей Шалом». Этот комплекс, объединяющий все традиционные для России религии, построил меценат Рашид Баязитов (владелец строительной компании). Он же выступил проектировщиком зданий.

Храм святителя Николая Мирликийского заложили в 1997 году, а через год освятили. Центральный придел освящён во имя Николая Чудотворца, левый – во имя прп. Сергия Радонежского, правый – в честь иконы Богоматери «Отрада и утешение».

Храм Николая и часовня вмч. Пантелеимона в Отрадном

Храм Николая в Отрадном

Обитель построена в византийском стиле и являет собою 4-хстолпное, крестово-купольное здание с 5-тью крупными барабанами. Центральный – самый большой, и ещё 4 – поменьше. Барабаны, как и стены храма, украшают высокие окна с узкими прорезями, а венчают их полусферические купола. Звонница, соединяющаяся с западным фасадом, имеет шатровое завершение.

Северный фасад храма разделён на 3 полукруглые арки, средняя из которых украшена окном в виде креста. А под ним – ещё один вход в обитель, обнесённый выступом-порталом. Аналогично оформлен и южный фасад.

Очень интересно выполнена восточная сторона здания: в большие арки стен встроены полукруглые апсиды.

Часовня вмч. Пантелеимона в Отрадном

Часовня вмч. Пантелеимона в Отрадном

Часовня великомученика Пантелеимона выполнена в том же стиле, что и Никольский храм: те же полукруглые арки, узкие окна и крупный барабан с полусферическим куполом, увенчанный небольшим ажурным крестом. И всё же часовню отличает декоративная железная ковка, что украшает вход и лестницу.

В 2000 г. храм Николая и часовня вмч. Пантелеимона в Отрадном приобрели статус Патриаршего подворья. Сегодня при святой обители действуют воскресная школа и молодёжный клуб.

Опубликовано: Февраль 20, 2017 в 8:00 дп

Храм Николая на Трёх ГорахХрам Николая на Трёх Горах известен с 1628 года. Правда в то время он назывался по-другому — Св. Николы во Псарях, так как рядом была государева псарня. А некоторое время у церкви было и другое название – Николы на Курьей ножке. Это связано, скорее всего с тем, что приходская община несколько раз переселялась и каждый раз перевозила обитель с собой.

В 1695 г. Псарный двор переехал за Трёхгорную заставу, в урочище Три Горы, которое в первой половине XVIII ст. превратилось в дорогой дачный посёлок для состоятельных москвичей. Ещё через время «дачники» превратились в постоянных жителей села Новое Ваганьково. Они и построили каменный храм Никольский храм.

По поводу даты строительства мнения расходятся – 1762 или 1763 год это был. Однако известно, что здание было небольшим, и впоследствии неоднократно расширялось и перестраивалось.

http://old.moseparh.ru/В жизни обители огромное участие принимал купеческий род Прохоровых. Почти столетие они оставались её меценатами и попечителями. Кстати, при храме работала первая в столице школа для девушек. К 1900 году в ней училось более 80 воспитанниц.

В 1860 году были выстроены трапезная и колокольня. Новые сооружения явно дисгармонировали с архитектурой основного здания церкви, поэтому его решили перестроить. Хотя по другой версии причиной была растущая численность местного населения. Так или иначе проектом занялся архитектор Георгий Кайзер, и в декабре 1902 года новый храм Николая на Трёх горах уже был освящён.

Архитектурная композиция получилась объёмной и весьма интересной. Здесь плавные линии полукруглых апсид и килевидных закомар перекликаются с чёткими прямыми формами полуколонн, украшающих фасады. Все окна храма циркульные и выдержаны в одном размере. Храм имеет 3 луковичных главы: две из них расположены на его основном объёме, а третья венчает широкий приземистый купол. Шатёр колокольни декорирован слуховыми окошками и завершается великолепной маленькой главкой.

В 1920-х гг. храм Николая на Трёх Горах был разграблен (изъяли более 12 пудов золота и серебра в виде монет и разной утвари), но оставался действующим. Нужно отметить интересный факт: одним из регентов обители в то время был Александр Александров, в будущем автор гимна СССР.

Храм Николая на Трёх ГорахВ 1928-м храм закрыли, а нескольким позже перестроили. Хотя правильнее было бы сказать изуродовали. В здании разместились сначала Дом культуры, потом Дом пионеров им. Павлика Морозова.

Обитель вернули Церкви в 1992 году; регулярные богослужения возобновились только в 2001-м, после долгих лет реставрации. Сегодня при храме работает воскресная школа, действуют молодёжный и мужской хоры.

Опубликовано: Январь 21, 2017 в 12:42 дп
Храм Николая бывшего Николо-Перервинского монастыря

Храм Николая бывшего Николо-Перервинского монастыря

Первые упоминания о монастыре и о деревянном храме Николая Чудотворца встречаются в одном из указов царя Михаила Фёдоровича и относятся к 1623 году. В 1649-м на территории монастыря была построена каменная церковь Николая с колокольней (освящена в 1654-м).

В годы пребывания на патриаршем престоле Адриана (1690-1700) каменная Никольская церковь была разобрана вместе с Успенской и Сергиевской, а взамен – построен соборный храм в честь святителя Николая, объединяющий все три обители. Патриарх освятил его лично в 1700 году, а через 3 недели там же скончался.

В архитектуре храма переплелись элементы московского барокко и древнерусского зодчества. В нижней части здания расположился тёплый трапезный храм, освящённый во имя Преподобного Сергия, наверху – храм Николая, в колокольне – храм Успения Божией Матери. Верхний храм соединялся с покоями патриарших келий деревянной галереей, тянувшейся от юго-западного угла крытой паперти.

Стены обители были украшены позлащёнными клеймами, иллюстрирующими разные события из Евангелие; алтарь – украшен изображениями из Священной истории (история событий, изложенная в ветхом и новом заветах); на куполе – красовались изображения Вознесения Христа и небесные воинства.

Храм Николая бывшего Николо-Перервинского монастыря

Храм Николая бывшего Николо-Перервинского монастыря

Нижний храм состоял из собственно церкви, большой трапезной, поддерживаемой столпом, и алтаря. Здесь стоял резной, весь вызолоченный иконостас, который в 1894-м заменили на мраморный, в византийском стиле.

Над входом в Никольскую церковь стоит пятиярусная колокольня. Во втором её ярусе располагалась ризница, в третьем – Успенская церковь, в четвёртом – были боевые часы, а в пятом – колокола. При митрополите Платоне церковь сплошь украсили золотом и серебром, и, по некоторым сведениям, оформлением занимался известный зодчий Растрелли. За красоту в народе церковь прозвали «Золотой комнатой». Из-за малой вместительности службы в ней проходили лишь в храмовый праздник.

Революция 1917-го внесла значительные коррективы в жизнь монастыря. Часть его помещений были переданы детдому и изменили своё назначение: где-то разместился клуб, где-то – столовая, где-то – склад. До конца 1920-х гг. в обители ещё проживали иноки, но по факту она уже была закрыта.

Храм Николая бывшего Николо-Перервинского монастыря

Храм Николая бывшего Николо-Перервинского монастыря, крыльцо

Никольский храм бывшего Николо-Перервинского монастыря простоял нетронутым довольно долго, пока в 1940 году не было принято решение переоборудовать его под дом пионеров. По факту обитель использовалась для мелких хозяйственных нужд. Какое-то время в ней располагались цеха Металлоштамповочного завода, потом здание отдали заводу детской пластмассовой игрушки, а в 1969-м – заводу ЭНИМС.

На то время здание храма было в ужасном состоянии – полуразрушенное, изуродованное. Часы с боем, что были в колокольне, отдали в музей «Коломенское», заменив их новыми, электронными.

С 1972 года в обители начались восстановительные работы. А в 1991 году её отдали Церкви, и богослужения в ней возобновились. Сегодня мы можем лицезреть Никольский храм бывшего Николо-Перервинского монастыря во всём его великолепии.

Опубликовано: Декабрь 31, 2016 в 6:42 пп
Храм Николая в Сабурове

Храм Николая в Сабурове

Название села Сабурово происходит от фамилии боярского рода (основателем которого был татарский мурза). В 1505 году Василий III женился на Соломонии Сабуровой (которую позже сослал в монастырь ввиду её бездетности). В 1571-м Иоанн Иоаннович (сын Ивана Грозного) женился на Евдокии Сабуровой. В дар её отец получил участок земли, так и возникло небольшое поселение Сабурово (присёлок села Коломенского).

При Петре I село Сабурово принадлежало князю Дмитрию Кантемиру, который обзавёлся здесь усадьбой и обширным хозяйством. А в 1595-м (по некоторым данным – в 1592-м) здесь появилась и деревянная церковь Святителя Николая.

Большинство исследователей считают, что каменный храм Николая в Сабурове появился в 1693-1695 гг. Он был кубической формы; с сомкнутым сводом, увенчанным одной главой на тонком барабане. Экстерьер был крайне прост. Из украшений можно отметить распространённые в то время декоративные закомары и многоступенчатый карниз, да вызолоченные крест и главу.

В распоряжении храма было 14,5 га земли.

В 1812 году церковь была разграблена французами, остался лишь иконостас с иконами без риз и древний образ Илии пророка в серебряном окладе.

Храм Николая в Сабурове

Храм Николая в Сабурове

К 1822 году церковные владения расширились. Теперь обитель владела чуть больше чем 52 га земли (по обе стороны Москвы-реки). Приход составлял около 700 жителей.

В 1861-1865 гг. храм Николая в Сабурове был разобран и отстроен заново на деньги купцов Тарасовых.

Здание строили из кирпича и белого камня (фундамент, цоколь, карниз). Сделали расширенную трапезную и выстроили новую 3-хъярусную колокольню. Также устроили два предела (помимо основного, в честь Николая Чудотворца) – во имя пророка Илии и Иверской иконы Богоматери. Интерьер украшала живопись.

Отапливался храм двумя изразцовыми печами. Но в 1912 году начали проводить подпольное (духовое) отопление.

В 1916-м кружечный доход церкви (пожертвования во время богослужений) составлял 1000 рублей. В то время на эти деньги можно было купить, например, 1638 кг печенья или 744 кг шоколада, или 24 телеги. 25 га своих земель церковь сдавала крестьянам за 1600 руб. в год.

Кстати, в храм Николая в Сабурове время от времени заезжал император Александр ІІ.

Храм Николая в Сабурове

Храм Николая в Сабурове

После революции 1917-го церковь лишили всех владений. До 1940 года разрешали пользоваться зданиями и утварью, необходимыми для проведения богослужений (дом причта конфисковали). Потом храм и вовсе закрыли, а спустя год – частично разрушили в «оборонных» целях.

После войны в разное время в храме располагались гараж, механическая мастерская, завод по обработке проволоки. В 1986-м службой Мосзеленстроя был разрушен придел пророка Илии.

Богослужения в храме Николая в Сабурове возобновились в 1991 году. Несколькими годами позже восстановили утраченный придел и колокольню.

Сегодня на территории обители действует школа звонарей. И каждый год здесь проходит фестиваль колокольного звона.

Опубликовано: Ноябрь 1, 2016 в 1:19 дп
Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино

Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино

Всего по программе «200 храмов» (на октябрь 2016 года) построено или достраивается 37 церквей. Некоторые из них сооружены по типовому проекту, большая часть – по индивидуальным. Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино – принадлежит к числу последних.

Здание выглядит очень нарядным, в первую очередь, благодаря белому цвету, кружевному декору и множеству килевидных элементов. Оно рассчитано на 650 человек (высота – 48,5 м., площадь – 722 м. кв.) и имеет интересную архитектурную композицию: 4 яруса килевидных кокошников (каждый из которых индивидуален), сужаясь, переходят в звонницу, над которой расположен довольно массивный барабан и купол-луковица. К основному объёму примыкают три полукруглых апсиды, перекрытые сомкнутым полусводом.

Нужно сказать, подобного храма в столице ещё нет. Ради такой красоты стоило помучиться со сложной кирпичной кладкой (кирпичи подтачивали и урезали, чтобы кокошники получились красивой правильной формы). Особенно это касается завершения звонницы — в ней индивидуален каждый кирпичик.

Архитектор проекта, Александр Пронин, позаимствовал идеи из эпохи Ивана Грозного.

Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино

Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино

Название обители и её придела несколько непривычные, так как посвящены целой группе людей. Новомученики и исповедники – это российские святые, которые приняли мученическую смерть во имя Христа, или подверглись гонениям после революции 1917-го. А Царственные страстотерпцы, в честь которых назван придел, — это канонизированная в лике святых семья Николая II (сам император, жена и 5 детей), которую расстреляли большевики.

Церковная община храма Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино была зарегистрирована в 2000-м. В следующем году архитектурная мастерская Московского Свято-Данилова монастыря под руководством Д. С. Соколова начинает работу над проектом будущего храма.

Впрочем, не обошлось без перипетий. Немало граждан на районных собраниях выступали против строительства (позже выяснилось, что этими ярыми противниками были «Свидетели Иеговы»). В итоге на благое дело дали добро, с серьёзной оговоркой: это не должен быть храмовый комплекс, здание должно быть одно.

Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино, временный храм

Временный храм

В январе 2004 г. паломники из Иерусалима, из обители Марии Магдалины привезли святыню — частицы мощей княгини Елисаветы и её келейницы Инокини Варвары. Немногим позже в дар будущему храму была передана и икона этих преподобномучениц.

Пока строили храм Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино, община приняла решение соорудить временную церковь. Это было совсем небольшое здание, собранное из сэндвич-панелей. На всё про всё ушло меньше месяца. 23 апреля 2008 г. временный храм был освящен.

В марте 2012-го освящают закладной камень основного храма. На сегодняшний день почти все работы завершены. Богослужения ведутся уже с 2015 года. Более того, при храме Новомучеников и Исповедников Российских действуют воскресная школа и разные молодёжные кружки.

Опубликовано: Октябрь 20, 2016 в 8:50 дп
Храм Никиты в Старой Басманной слободе

Храм Никиты в Старой Басманной слободе

История возникновения Храма Никиты в Старой Басманной слободе связана с князем Василием III. Хотя никаких достоверных сведений на этот счёт нет, больше легенды…

Согласно летописи, в 1518 году из Владимира в Москву принесли на реставрацию два образа – Спасителя и Владимирскую икону Богоматери. Через год, в день св. Никиты Мученика, святыни возвращали обратно крестным ходом. За посадом князь Василий с митрополитом Варлаамом передали их владимирцам и простились. А на том месте, где это происходило, князь велел поставить Владимирскую церковь во имя Богородицы.

Вторая версия гласит, что во время пребывания икон в Москве на территории Басманной слободы по наказу Василия строили приходскую церковь. И освящать её собирались в тот день, когда две святыни провожали домой. Эти торжества решили совместить, поэтому крестный ход изменил привычный маршрут и направился к церкви, где и состоялась передача образов.

Храм освятили во имя Владимирской иконы Богородицы, а так как было это в день вмч. Никиты (15 сентября), то позже (когда в 1685-м строили вместо обветшавшего деревянного храма каменный) устроили и освятили придел в честь этого святого. А крестный ход в память о провожании икон с участием великого князя и патриарха совершался каждый год, вплоть до 1683-го.

По поводу последнего строительства, после которого Храм Никиты в Старой Басманной слободе уже кардинально не менялся, тоже однозначного мнения нет. Одна из версий связывает это событие с именем Петра I.

Храм Никиты в Старой Басманной слободе

Храм Никиты в Старой Басманной слободе. 1882 год

В 1728 году в соседней слободе (нынешняя Новая Басманная улица) на средства и по чертежам самого императора завершилось сооружение церкви Петра и Павла. Новая обитель в Капитановой слободе была величественной, в стиле барокко, и явно диссонировала со старым, потрёпанным пожаром 1737-го Никитским храмом. Купцы и знатные дворяне, населявшие Старую Басманную, решили построить себе новую церковь – больше и лучше соседней.

С разрешения императрицы Елизаветы Петровны (в 1745 г.) новый храм был построен. Большинство историков приписывают его известнейшему архитектору эпохи елизаветинского барокко, князю Дмитрию Ухтомскому. Более того, Никитский храм считают самым удачным творением архитектора в Москве. Он был освящён в 1751 году.

Ухтомский не просто возвёл новую прекрасную обитель, он сберёг древние стены, перестроив их в трапезную. Следуя традициям петровской эпохи, архитектор построил храм «кораблём»: на одной оси с востока построил церковь, а с запада – колокольню.

Основной объём — это восьмерик; северный и южный входы украшены портиками. Приземистый купол декорирован четырьмя люкарнами (круглыми окошками) и завершается световым барабаном с небольшой главой. Высокая трёхъярусная колокольня обрамлена сдвоенными колоннами и пилястрами. В целом – чудесный образец русского барокко.

Храм Никиты в Старой Басманной слободе

Храм Никиты в Старой Басманной слободе

Храм Никиты в Старой Басманной слободе процветал весь XIX век. И неудивительно, ведь Басманная обрастает особняками, где обитают многие знаменитости, и постепенно превращается в один из аристократических уголков столицы. Обитель посещали Пушкин, Батюшков, Вяземский, Рокотов, Марина Цветаева и другие известные личности.

Летом 1905-го в Никитском храме случился пожар. Виной тому — непогашенное кадило. Ущерб был не очень большим, но, к несчастью, сгорела икона Василия Блаженного.

В 1933 году храм решили закрыть и снести. Его разграбили и разорили. Впрочем, сносить здание передумали, вместо этого передали Лесотехническому институту, позже – в распоряжение районной бригады ПВО, под склад министерства культуры, общежитие.

Несколько раз здание частично реставрировали. В 1994 году – передали РЦП, а через 3 года храм Никиты в Старой Басманной слободе был торжественно освящён.

Опубликовано: Октябрь 9, 2016 в 10:32 пп
Храм Николая Чудотворца на Берсеневке, в Верхних Садовниках

Храм Николая Чудотворца на Берсеневке, в Верхних Садовниках

Прежде на месте существующего храма стояла другая церковь, построенная при Никольском на болоте монастыре. В 1475 году она упоминается как «Церковь Николы на Песку, зовумая Борисова» (по имени богатого вотчинника). А в 1625 году – как «Великий Чудотворец Николай за Берсеневою решеткою», что значило, за ночной заставой. А Берсеневой она называлась, потому, что наблюдал за ней Берсеня-Беклемишев (известный дипломат и почитаемый человек).

На месте упразднённого монастыря в 1650-х купец и крупный государственный деятель Аверкий Кириллов начал строить усадьбу. Там по его заказу и был построен известный нам храм Николая Чудотворца на Берсеневке, в Верхних Садовниках (в 1657 году). Только тогда он получил название храм Святой Троицы с приделом Святителя Николы.

Обитель являет собой бесстолпный четверик с колокольней и трапезной, которая примыкает не с запада, как обычно, а с северной стороны. Вход в неё устроен в виде крыльца, украшенного столпами-кубышками и арками с «гирьками». А с западной стороны находился спуск в нижнее помещение церкви.

Прекрасно выполнено завершение здания – оно получилось «огненным» за счёт стройных рядов килевидных кокошников. Ими же украшены и барабаны храма. Все они, кроме центрального, глухие, относительно высокие и, помимо кокошников, украшены аркатурным поясом. Впрочем, декором в стиле русского узорочья изобилует всё сооружение, благодаря чему выглядит нарядным и почти сказочным.

Храм Николая Чудотворца на Берсеневке, в Верхних Садовниках

Храм Николая Чудотворца на Берсеневке, в Верхних Садовниках

Одновременно построили и каменные палаты, с которыми храм был соединён крытым переходом. Под папертью находится усыпальница рода Кирилловых.

По одной версии, к храму Николая Чудотворца на Берсеневке, в Верхних Садовниках имеет отношение известный архитектор Михаил Чоглоков, по другой – Иван Зарудный.

Невестка Аверкия Кириллова (и, к сожалению, вдова) Ирина пристроила к храму придел в честь Казанской иконы Богоматери. В 1694 году она возвела колокольню с проездными воротами, во втором ярусе которой разместилась надвратная церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери. Рядом, на набережной Ирина построила и передала церкви палаты, в которых расположилась богадельня, и дом причта.

Кроме того, вдова заказала 6 колоколов, один из которых весил 1200 пудов. А отлил его известный Иван Моторин (тот самый, который в будущем отольёт царь-колокол).

Так как у Ирины Кирилловой наследников не было, после её смерти (в середине XVIII ст.) дом на Берсеневке перешёл в распоряжение государства. Сначала там располагался сенатский архив, позже там жили сенатские курьеры. Сам же храм Николая Чудотворца на Берсеневке стал обычным приходским.

Храм Николая Чудотворца на Берсеневке, в Верхних Садовниках

Храм Николая Чудотворца на Берсеневке, в Верхних Садовниках

В 1766-1768 годах архитектор Яковлев перестраивает набережные палаты и обновляет колокольню. В 1775 году колокольня вновь меняет свой облик, а к обители пристроили новую трапезную – одноэтажную, но более просторную. Хороший образец классицизма, однако слишком диссонирующий с общим стилем храма.

В 1812 году храм Николая Чудотворца на Берсеневке охватил пожар. Позже он был восстановлен и заново освящен. Где-то между 1815-м и 1820-м снесли старую колокольню, новую построили около 30 лет спустя по проекту Н. Дмитриева – ярусную, с островерхим гранёным шатром.

Церковь была закрыта в 1930 году. Её планировали снести по предложению архитектора Бориса Иофана, но ограничились лишь колокольней.

Во время этих мероприятий строители нашли в подвале под церковью старинные иконы и замурованный в нишу скелет девушки.

Храму Николая Чудотворца на Берсеневке, в Верхних Садовниках каким-то чудом удалось избежать разрушения, несмотря на все попытки. Богослужения в нём возобновились в 1992 году.

храм Николая, архиепископа Мир Ликийских на рогожском кладбище

Храм Николая на рогожском кладбище

Погост появился в 1771 г. по предложению графа Орлова, когда в Москве разбушевалась чума. С разрешения Екатерины Великой здесь были сооружены храмы и богадельный дом. Через какое-то время рядом появился и старообрядческий посёлок.

В 1776 (по некоторым сведениям, в 1775) году у входа на кладбище был построен храм Николая, архиепископа Мир Ликийских. Позже он был перестроен по инициативе прихожан, перешедших из старообрядчества в единоверие (которое было утверждено в России в 1800 г.), и стал называться Николо-единоверческим храмом на Рогожском кладбище. Строительство благословил Московский митрополит Филарет. И в короткое время обитель преобразилась настолько, что люди просто не узнавали в ней старую церковь.

Во второй половине XIX ст. купец Н. М. Аласин проспонсировал реконструкцию Никольского храма, ставшего к тому времени довольно ветхим. Работами руководил архитектор Н. В. Карнеев. Была заново выстроена трехъярусная шатровая колокольня с двумя шатровыми висячими гирьками (основной её колокол весил 360 пудов). Своды самого храма стали выше более чем на 2 метра.

храм Николая, архиепископа Мир Ликийских на рогожском кладбище

Храм Николая на рогожском кладбище

В 1872 г. освятили северный придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1881-м — вместо Владимирского придела устроили и освятили южный придел в честь иконы Богоматери «Троеручица». Форма здания стала крестообразной. Элементы декора были позаимствованы из мотивов русской архитектуры XVII ст.

Последние изменения в экстерьере храма Николая на Рогожском кладбище проводились в начале XX века. Ныне его архитектура соответствует характерному для XIX века русскому или византийско-русскому стилю.

Интерьер храма завораживает: высокий светлый притвор с голубым сводом, украшенным золочеными звёздами; помпезный пятиярусный иконостас в главном храме изумляет старинными редкими иконами; красивая роспись в греческом стиле; своды и стены приделов украшают библейские сюжеты.

В советское время обитель не закрывалась, а сейчас она всецело принадлежит РЦП.

Покровский собор в Рогожской слободе

Покровский собор в Рогожской слободе

Покровский собор в Рогожской слободе старообрядцы начали строить в 1791 г. Получили разрешение московских властей, привлекли к делу архитектора М. Ф. Казакова, который решил соорудить большое здание в стиле классицизма, и приступили к закладке обители. Однако планы пришлось пересмотреть…

Митрополит Санкт-Петербургский Гавриил пожаловался Екатерине II на строительство храма, превышающего объёмом Успенский собор, что явно унижает первую в России церковь. После разбора полётов было велено скорректировать план здания.

Так алтарная апсида была ликвидирована, церковный шпиль уменьшен в размерах, а вместо пяти глав получилась одна. Собор имеет три портала – северный, южный и западный (где расположен вход), а также северный и южный приделы – в честь Николы Чудотворца и Сергия Радонежского соответственно.

В 1856 г. стараниями митрополита Филарета алтари церквей на погосте были опечатаны. Распечатали их в 1905 году, и тот день старообрядцы до сих пор считают праздником. В честь радостного события в 1910 г. была построена Воскресенская церковь-колокольня на Рогожском кладбище.

Воскресенская церковь-колокольня на Рогожском кладбище

Воскресенская церковь на Рогожском кладбище

Архитектором храма был – Ф. Ф. Горностаев (кроме того, известнейший историк русского зодчества). Высота сооружения — около 80 метров, а самый большой колокол весил 1000 пудов (больше 16 тонн). На фасаде колокольни красовались рельефные изображения райских птиц и неясыти (пеликана), кормящего птенцов своей кровью.

В основании колокольни располагался небольшой Воскресенский храм. Интерьер его украшала роспись в новгородском стиле XVI века, его иконостас состоял из древних икон. На втором ярусе располагалось книгохранилище.

В 1933 г. Воскресенский храм был закрыт. Его книги и рукописи отправили в ленинскую библиотеку, а большинство колоколов — на переплавку. В здании устроили склад.

Во время войны было решено взорвать колокольню, чтобы она не привлекла внимание немецкой артиллерии. Заложили взрывчатку, произошёл взрыв, но здание устояло. Лишь трещина возникла по всей его длине. Местами она видна и сегодня.

Воскресенская церковь-колокольня на Рогожском кладбище

Воскресенская церковь на Рогожском кладбище

После войны храм-колокольню передали Архиепископии. Храм вскоре восстановили, сделали к нему пристройку и освятили во имя Успения Пресвятыя Богородицы. В 1990 г. на колокольню вновь водрузили огромный колокол (он сохранился во МХАТе). А в 2000-х проводилась реставрация её фасадов.

В декабре 2013-го на главках храма установили отреставрированные кресты, торжественно освящённые митрополитом Корнилием. 1 февраля 2015 г. освятили колокольню во имя Воскресения Христова.

Сейчас здесь работает архив древних книг, открытый для всех, желающих познакомиться с историей древлеправославия (старообрядчества).

Сегодня Покровский собор и Воскресенская колокольня — объекты культурного наследия федерального значения.

Опубликовано: Апрель 19, 2016 в 7:03 пп
Храм Николая в Старом Ваганькове

Храм Николая в Старом Ваганькове.

Мнения по поводу даты появления храма Николая в Старом Ваганькове расходятся. Однако, согласно основной версии, первый каменный храм был возведён в 1531 г. на месте старой деревянной церкви, что входила в подворье Николо-Песношского монастыря. Новый храм с приделом Сергия Радонежского построил князь Василий III (в Ваганькове располагался государев двор), пригласив для этого благого дела известного итальянского зодчего Алевиза Фрязина.

В XVII веке храм разобрали и построили новый. К концу столетия он имел три престола и два придела: один – во имя прп. Сергия, а второй являл собой маленькую церковь в честь Сорока Севастийских мучеников. Когда обитель снова обветшала, по инициативе прихожан здание вновь разобрали и к 1759 году выстроили новое. Оно являло собой продолговатый четверик с единственной апсидой, на котором располагался приземистый восьмерик с барабаном, увенчанным маленькой главкой. Колокольня в псевдорусских мотивах была построена гораздо позже (возле западных дверей основного храма) по проекту Г. П. Евланова.

Храм Николая в Старом Ваганькове

Храм Николая в Старом Ваганькове

В 1792 г. обветшавшую церковь Сорока Севастийских мучеников разобрали, а на её месте установили камень (сейчас там стоит деревянный крест).

Во время войны с Наполеоном (1812 г.) храм Николая в Старом Ваганькове был разграблен. С тех пор он утратил самостоятельность и вскоре стал домовым. В 1814 г. освятили главный придел, а сергиевский восстановили только к 1842 году, в том же году разобрали колокольню.

С 1842 г. храм Николая в Старом Ваганькове де-факто был домовой церковью при Дворянском институте, позже — при мужской гимназии, а с 1862 года — при Румянцевском музее. Хотя юридически храм с 1850 г. домовым не числился. Его приписали к Николо-Стрелецкой обители, в которой службы совершались лишь по большим праздникам.

Многие источники сообщают о том, что в храме не раз бывали М. П. Погодин и Н. В. Гоголь.

Храм Николая в Старом Ваганькове

Храм Николая в Старом Ваганькове

С приходом настоятеля Леонида Чичагова храм Николая в Старом Ваганькове преобразился. Некогда старый и заброшенный он становится одним из самых благолепных храмов Москвы. Отец Леонид успевал нести настоятельское послушание, готовить канонизацию прп. Серафима Саровского, писать иконы… На стенах обители сохранились написанные им изображения четырёх евангелистов. В 1898 году отец Леонид ушёл в монахи под именем Серафим. А в 1937-м — его расстреляли на Бутовском полигоне. 60 лет спустя свмч. Серафима канонизировали.

В начале XX в. в храме были проведены некоторые строительные работы: расширен старый притвор и построена открытая звонница псковского типа.

В 1924 г. обитель закрыли. Позже вывезли все иконы, снесли кресты и колокола. Здание отдали под склад Ленинской библиотеке. Церкви обитель вернули в 1992 году.

Опубликовано: Декабрь 31, 2014 в 5:26 пп
Храм сщмч. Никиты на Швивой горке за Яузой

Храм сщмч. Никиты на Швивой горке за Яузой. Источник: ru.wikipedia.org

Нынешний храм сщмч. Никиты на Швивой горке за Яузой был построен торговцем, Саввой Емельяновым в 1595-м, об этом говорит надпись на вкладной плите. Однако возводился он на основании другого, более древнего и, скорее всего, каменного храма. Кладка в нём была выложена мелким «алевизовским» кирпичом (названым по имени итальянского архитектора Алевизо), который начал применяться на Руси с начала XVI ст. А первое упоминание об этом древнем храме датировано 1476 г. В записи говорилось о некой дуге света, которая упёрлась одним концом в церковь Никиты. Вторая же запись (1533 г.) говорит об ударе молнии в алтарь.