Опубликовано: Апрель 11, 2017 в 3:29 пп
Храм Рождества Пресвятой Богородицы и крестильный храм свт. Филарета Московского во Владыкине

Храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине

Сегодня Владыкино — часть густонаселённого района Отрадное, но в былые времена — эта территория называлась селом Вельяминовым. Оно сменило немало хозяев, однако все они были людьми религиозными.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена при князе И. И. Шуйском (до этого в селе стояла Никольская церковь, но она обветшала). Приблизительная дата строительства – 1627 год. А с 1653-го Вельяминово стало вотчиной патриарха Никона, в связи с чем его название сменилось на Владыкино (от слова «владыка», коим величали патриарха).

Храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине не раз посещали Святейшие Патриархи, а в 1690 году – и сам царь Пётр Алексеевич.

Многие иконы тех времён, такие как Николая Чудотворца, Казанской и Смоленской Богоматери, а также Рождества Пресвятой Богородицы, до сих пор радуют прихожан в современной Рождественской обители.

Исследователи предполагают, что в 1720-х гг. церковь переносили на правый берег реки, а после вновь вернули на левый, туда, где она стоит и сейчас.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине

Храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине

В 1770 году на месте деревянной церкви был возведён каменный храм. Владелец соседнего села, граф Разумовский построил при нём колокольню и часовню. А иконы принесли жители села Никольское, т. к. их церковь упразднили. Впоследствии часовня была разобрана, а из её кирпича – построена церковная ограда.

Со временем обветшал и сам храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине, требовалась его серьёзная реконструкция. И тут очень помог Г. М. Толоконников – и как меценат, и как организатор. Строительство длилось с 1854 по 1859 гг. Архитектором выступил А. Ф. Ярошевский.

Южный придел освятили во имя архангела Михаила, северный – в честь архангела Гавриила, главный престол – во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

Храм получился нарядным, с некоторыми характерными чертами «русского стиля» в декоре. В основе его – четверик с 5-тью главами на глухих барабанах. С одной стороны к нему примыкают небольшая трапезная и 2-хъярусная колокольня, завершающаяся шатром с круглыми слуховыми окошками; с другой стороны – полукруглая апсида. Стены украшают полуколонны, большие окна с обрамлением в виде сухариков (дентикул), ступенчатые фронтоны.

Поначалу убранство храма было более чем скромным — лещадный пол да холодные стены, окрашенные клеевой краской. Но к концу XIX ст. здание уже отапливалось печами, пол украшали узоры, а стены – масляная живопись. Также при церкви открылась одноклассная школа.

В 1897 году в обители затеяли ремонт – нужно было отреставрировать иконостас, обновить настенную живопись да украсить храм позолотой. Для этой работы привлекли известных мастеров – Сизова, Соколова и Рындина.

крестильный храм свт. Филарета Московского во Владыкине

Храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине

Во времена советской власти обитель не закрывалась. Интересно, что во время Второй Мировой здание ничуть не пострадало, хотя немцы стояли недалеко. Так же и в деревне, что расположилась вокруг храма, все дома остались целыми.

В 70-е годы прошлого века Рождественскую церковь намеревались снести, так как она мешала грандиозным планам по застройке Отрадного. Но снова каким-то чудесным образом здание уцелело.

В 80-е годы был построен крестильный храм свт. Филарета Московского.

Сегодня при храме Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине работают воскресная школа, группа милосердия, молодежный православный центр. А сама обитель является памятником архитектуры и охраняется государством.

Опубликовано: Февраль 10, 2017 в 9:20 пп
Храм Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках

Храм Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках

Впервые храм Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках упоминается в записях 1547 года. Он был возведён в месте сбора русского войска на Куликовскую битву (с монголо-татарами). Существует мнение (в частности, его придерживался известный историк Алексей Малиновский), что обитель построили в честь павших в бою русских воинов.

Откуда пошло название «Кулишки», точно не известно. Слово это очень старое и имеет много трактовок. Самые распространённые варианты – болотистое место и участок земли, где вырублен или выжжен лес. Сейчас это район Солянки и прилегающих к ней переулков, а также Славянской площади и площади Варварские ворота.

В том же 1547-м храм сгорел в пожаре. В кирпиче он был отстроен только в 1600 году и вновь перестроен — в 1712-м, а затем — в начале XIX ст.

Второй крупный пожар случился в 1812 году. Тогда сгорела ротонда храма. Кроме того, он лишился серебряных риз, антиминсов и разной церковной утвари. Но виной тому был не огонь, а французские солдаты.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках

Храм Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках

После этого храм Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках возрождали на протяжении 10 лет. Но по-настоящему тяжёлые времена для него (как и для большинства церквей столицы) пришли в 30-х гг. прошлого века. Отец Сергий был последним священником до закрытия обители в 1935 году. Он всеми силами боролся за веру и пытался сохранить жизнь храма. К сожалению, судьба настоятеля оказалась нелёгкой…

После закрытия Рождественской церкви, он лишился возможности зарабатывать (учительствовать ему запретили). Чтобы не бросать тень на своих родных, бывший настоятель не приходил домой, а ночевал на каменном полу, в подклете Петропавловской церкви на Яузе. Результатом стало воспаление лёгких. Дочь Мария выходила отца, и, казалось бы, беда миновала. Но их с внучкой отправили в ссылку как «членов семьи врага народа». Отец Сергий последовал за ними… Умер он в Москве в 1940 году от тяжёлой болезни.

До того, как храм Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках вернули Церкви в 1991 году, в нём размещались самые разные учреждения, в числе которых скульптурная мастерская, «Леспроект», рентгенорадиологический институт, салон красоты.

В 1996 г. обитель была передана осетинской общине и стала Аланским подворьем. Богослужения здесь ведутся на церковнославянском и осетинском языках.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках

Храм Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках

Восстановительные работы длились много лет. И сегодня мы можем лицезреть красивое здание с весьма своеобразной архитектурой — благодаря своему необычному расположению и клиновидной форме, оно напоминает корабль, несущийся вперёд.

Храм построен в стиле зрелого классицизма, которому свойственна сдержанность, гармоничность и монументальность. Именно эти черты мы и видим в Рождественской церкви. В первую очередь, взгляд приковывает к себе высокая колокольня. Три её нижних яруса одинаковы по ширине и имеют скошенные углы. Последний ярус, где расположена звонница, — несколько меньше. Он имеет цилиндрическую форму и завершается глухим барабаном. Из декора храма можно отметить 4-колонные тосканские портики и парные колонны ионического ордера, украшающие колокольню.

Кто является архитектором здания, не известно. Но предположительно — либо Дмитрий Балашов, либо Дмитрий Баженов.

Опубликовано: Январь 10, 2017 в 9:35 дп
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе. 1892 г.

Слово «бутырка» появилось гораздо раньше, чем известная тюрьма. И означало оно избы или сёла, расположенные особняком, вдали от общего селения, часто за лесом или полем. Историки полагают, что бутырки также выполняли функцию сторожевого и наблюдательного пункта. Вот это название и закрепилось за одним из северных районов Москвы, где долгое время церковь Рождества Пресвятой Богородицы была украшением. Но всё по порядку…

В 1646-1647 гг. боярин Никита Романов построил в своих владениях деревянную церковь. По её названию и село стало называться Рождествено на Дмитровской дороге. А в 1667 году его отдали под заселение солдатам Бутырского полка. Они и возвели каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе в честь окончания русско-турецкой войны.

Обитель строилась в 1682-1684 гг. на пожертвования царей Петра І и Ивана Алексеевича, а также на деньги солдат.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе

Это была большая 2-хстолпная церковь, с длинной двускатной трапезной, в которую вели 3 крыльца, и высокой шатровой колокольней. Кстати, в то время было запрещено строить шатровые храмы (по приказу патриарха Никона), поэтому шатёр красовался на колокольне. Сама она располагалась отдельно от церковного здания и состояла из 3-х ярусов.

Первый — был проходным. Во втором ярусе хранилась церковная утварь, и украшен он был большим образом Спасителя, к ногам которого припали Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский (такая же икона украшала Спасские ворота Кремля до революции). Снаружи средний ярус колокольни был декорирован изразцами с рельефным изображением цветов в вазах (а изразцы с райскими птицами красовались у входа в храм). В третьем ярусе располагалась звонница. Он был восьмигранным, с пролётными арками и выглядел наряднее всего – в основном, за счёт 40 «слухов» (декоративных окошек), расположившихся на шатре.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе

Часть колокольни храма Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе

К 1917-му году колокольня храма Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе считалась одной из изящнейших в Москве, наряду с очень похожей колокольней Николо-Явленской церкви (не сохранилась до наших дней).

Сам храм внутри был украшен не только великолепными иконами, но и полковым знаменем, а также трофейными вражескими знамёнами. Что касается экстерьера, то он практически не изменился с начала постройки, да и интерьер кардинально не обновлялся.

Нашествие французов изрядно подпортило обитель – восстановительные работы завершились полностью только в 1855 году. В 1900-1908 гг. по проекту Федора Горностаева была отремонтирована колокольня, перестроена трапезная и создан новый мраморный иконостас. Также к началу XX ст. были построены церковно-приходская школ и богадельня.

После прихода к власти большевиков храм Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе, как ни странно, был взят под охрану государства как памятник архитектуры. Однако безоблачная жизнь обители длилась не долго: в 20-х годах прекратились богослужения, в 1935 году церковь окончательно закрыли, а потом отдали авиазаводу «Знамя», который и разрушил здание (предварительно сделав из него склад).

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе

Колокольня храма Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе

К началу Великой Отечественной войны практически все церковные здания были полуразрушены. В 1970-м завод построили новый корпус прямо между остатками основного здания храма и оставшимися двумя ярусами колокольни, хотя они всё ещё были под охраной государства. То, что от Рождественского храма хоть что-то осталось, — заслуга группы историков-искусствоведов.

В итоге, в 1996 году Церкви вернули обрубок колокольни, к которому прихожане пристроили апсиду для алтаря и звонницу. Получившийся миниатюрный храм был освящён в 1999 году. И хотя сегодня мы не можем лицезреть храм Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе во всей красе, но у нас есть возможность любоваться прекрасной колокольней, полностью восстановленной В 2011—2013 годах.

Опубликовано: Январь 30, 2016 в 4:36 пп
Храм Ризоположения в Леонове

Храм Ризоположения в Леонове

Первые упоминания о пустоши Леонова датированы 1573-1574 годами. В первой половине XVII ст. земля была пожалована князю Хованскому Ивану Никитичу, который и построил там деревянную церковь. Точная дата неизвестна, но из документов следует, что в 1633 году храм Ризоположения в Леонове уже существовал. На то время поселение было небольшим, и прихода практически не было.

В 1716 г. Леоново унаследовал Василий Петрович Хованский. Именно на его средства был возведён каменный Ризоположенский храм. Правда, как говорит история, этим действом Хованский пытался загладить свою вину и перед царём, и перед Богом. Что и как произошло на самом деле доподлинно не известно, но основная версия такова.

Князь Василий Петрович был известен своим буйным нравом. Однажды, пьянствуя с друзьями, он здорово перебрал, а те решили позабавиться — нарядили его, как мертвеца, положили в настоящий гроб, отнесли в церковь и начали отпевать, то есть совершили над ним все необходимые в таком случае обряды. Утром покойник «воскрес», а церковные власти донесли о безобразии в Петербург. Государь велел казнить всех участников кутежа, но позже смилостивился, и те отделались телесным наказанием.

Храм Ризоположения в Леонове

Храм Ризоположения в Леонове

Каменный храм Ризоположения в Леонове начали строить в 1719 г., а в 1722-м, в праздник Положения Ризы Богородицы он был освящен.

В 1767 году имение купил статский советник П. Г. Демидов. Надо сказать, Леоново стало для него любимым местом пребывания. Здесь были и красивый парк, и прекрасные оранжереи, и пруды. К несчастью, хозяин имения в старости заболел нервным расстройством, которое, помимо прочего, выражалось в непереносимости колокольного звона, а потому настоял на закрытии церкви.

С 1800 по 1859 гг. святая обитель простояла закрытой. За это время произошло много нехорошего. Наполеоновские солдаты превратили храм в конюшню, новый владелец имения (их сменилось несколько человек) вырубил напрочь лес и почти весь парк.

Ризоположенскую церковь в 1859 г. отстроил меценат и фабрикант Е. В. Молчанов, который на то время арендовал Леоново. Незадолго до этого он построил ситценабивную фабрику в Ростокине, и храм отремонтировал для своих рабочих, понимая их духовные нужды.

Икона Священномученика Павла Фелицына Икона нашего храма


Икона Священномученика Павла Фелицына Икона нашего храма

В 1918 г. святую обитель безвозмездно передали прихожанам. В 1922 г. из неё насильно были изъяты золото серебро и другие ценности. В Ризоположенском храме в 30-е годы служил священномученик Павел Фелицын. В 1937 он был арестован, а через 4 года скончался в исправительно-трудовом лагере.

При протоиерее Иоанне Маркове (1942-1955 гг.) в церкви провели электричество, заменили печное отопление на водяное, приобрели паникадило (большая красивая люстра со свечами), отреставрировали иконы. В годы ВОВ храм жертвовал крупные суммы на нужды Красной Армии.

Архитектурный стиль обители характеризуют как Петровское барокко. Здание являет собой приземистый восьмерик на четверике с прямоугольной апсидой, трапезной (с приделами святителя Николая и иконы Богоматери «Неопалимая Купина») и колокольней. Из декора – угловые пилястры, ступенчатые карнизы, штукатурные наличники с «ушами» и, конечно, наружная настенная живопись (XVIII век).

Сегодня при Ризоположенской церкви действуют воскресная школа, библиотека, а также гранитная мастерская, где изготавливают надгробия.

Интересный факт: в 2012 г. в храм Ризоположения в Леонове приезжали «Бурановские бабушки», где отец Михаил благословил коллектив на выступление в финале Евровидения.

Опубликовано: Март 18, 2013 в 10:01 пп

Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне был основан по благословению Патриарха Иоакима в мае 1685 г. Тогда Святейший, посетив земли Новинского монастыря, повелел возвести храм в честь Святого Пророка и Крестителя Спасова Иоанна. Сегодня он знаменит тем, что именно его стены несут на себе печать таланта известного русского художника В. Васнецова.Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне

Опубликовано: Февраль 18, 2013 в 4:17 дп

Впервые храм Рождества Богородицы в Крылатском упоминается в 1554 г., в день его освящения, на котором присутствовал сам Иоанн Васильевич (Грозный). Село тогда называлось Крылецким (крыльцо при въезде в столицу) и являлось царской вотчиной, а храм был деревянным. Позднее селом владели бояре Романовы.Храм Рождества Богородицы в Крылатском

Опубликовано: Ноябрь 29, 2012 в 5:05 дп

Храм Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском был построен в Измайловской вотчине государя Алексея Михайловича Романова в 1667 г. Изначально это был деревянный шатровый храм с двумя приделами – в честь свт. Василия Великого и вмч. Георгия Победоносца.Храм Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском

Опубликовано: Ноябрь 24, 2012 в 5:31 дп

Есть в районе Южное Бутово на земле, некогда бывшей во владении дворян Таракановых, небольшой храм Рождества Христова в Черневе (по названию села на речке Малой Язвенке).Храм Рождества Христова в Черневе

Опубликовано: Ноябрь 17, 2012 в 3:27 дп

Храм Рождества Богородицы в Капотне построен в 1860-1870 гг. Его стиль довольно интересен. Некоторые называют его новорусским, другие – псевдорусским, третьи – русско-византийским. Этот стиль основан наХрам Рождества Богородицы в Капотне

Опубликовано: Сентябрь 20, 2012 в 11:46 пп

Деревянный Храм Рождества Христова был построен в 1637 — 1638 гг. в селе Рождествено (сейчас район Митино в Москве), принадлежавшему кремлевскому Чудову монастырю, который и стал инициатором строительства. hram-rozhdestva-hristova