Опубликовано: Декабрь 1, 2016 в 11:28 дп
Храм Воскресения Христова в Барашах

Храм Воскресения Христова в Барашах

Первые упоминания о церкви Воскресения Словущего, что на углу Барашевского переулка и Покровки, датированы 1620 годом. Обитель относилась к Барашевской слободе, где жили царские слуги (называемые бараши или шатёрники), в обязанности которых входило устанавливать шатры во время царских походов.

Через какое-то время было решено вместо деревянной церкви поставить каменную – с пределом в честь Святых Симеона и Анны. Скорее всего, здание было не очень вместительным, потому что в 1730-х начали строить новый, большой храм.

Он был задуман двухэтажным, с нижним тёплым храмом и верхним летним. Для нижнего яруса были использованы стены старой постройки, а всё остальное выстроили заново. Нужно сказать, работа шла медленно — с 1733 по 1773 гг.

Храм Воскресения Христова в Барашах

Храм Воскресения Христова в Барашах

И всё же за 40 лет храм Воскресения Христова в Барашах был построен. Это высокое большое здание, растянувшееся («кораблём») вдоль Покровки. Нижний ярус – лаконичный, его украшают незатейливые наличники и лопатки. Верхний – более нарядный, декорирован барочными наличниками и пилястрами коринфского ордера. Золочёная глава храма была сделана в виде короны. По легенде – в честь тайного венчания Елизаветы II с графом Разумовским. Но историки склоняются к другой версии: молодожены просто проезжали мимо, возвращаясь из усадьбы Перово (где их венчали на самом деле) в Кремль.

Декор колокольни перекликается с интерьером храма; вход украшен портиком с дорическими колоннами. Изначально с южной и северной сторон церкви были построены лестницы, ведущие в летний храм, но их демонтировали в начале XIX ст.

Храм Воскресения Христова в Барашах

Храм Воскресения Христова в Барашах

Архитектор, к сожалению, неизвестен. Можно лишь предположить, что храм Воскресения Христова в Барашах строил Иван Мордвинов. Как бы там ни было, но получился прекрасный архитектурный образец в стиле барокко.

Существует легенда, что в советские времена был обнаружен подземный проход, соединяющий Воскресенскую церковь и Апраксинский дворец (что на ул. Покровка, 22).

В 1929 г. храм Воскресения Христова в Барашах закрыли. В 1930-м – обезглавили (золоченая корона долгое время просто валялась на земле) и разобрали колокольню до первого яруса. Церковное здание передали МВД. Потом долгое время в церкви располагалось Управление пожарной охраны и пенсионный отдел горУВД Мосгорисполкома.

Храм не работает до сих пор, и в ближайшее время никаких строительных работ не предвидится.

Опубликовано: Август 30, 2016 в 8:23 дп
Храм Воскресения Христова в Сокольниках

Храм Воскресения Христова в Сокольниках. Фото 1984 г.

Храм Воскресения Христова в Сокольниках – один из самых величественных и, вместе с тем, изысканно хрупких храмов. Построен в течение всего 5 лет (1908 – 1913) в стиле «модерн», весьма модном в искусстве того времени, и никогда не закрывался – ни во времена революции, ни в годы Великой Отечественной.

Воскресенский храм в Сокольниках в былые времена называли Кедровским. Это потому, что появился он по инициативе протоиерея Иоанна Кедрова. И история эта весьма необычная…

Рассказывают, что Иоанну дважды являлась во сне Богоматерь. Первый раз она повелела построить вместительную церковь в Сокольниках. Но поскольку необходимыми средствами сновидец не располагал, то так и не приступил к строительству. Второй раз Матерь Божия предстала во сне властной и строгой, и тогда Иоанн не решился ослушаться. Он приступил к работам, несмотря на финансовые трудности.

Чем могли помогали местные жители и даже сокольнические мальчишки внесли свой вклад: с официальным удостоверением сборщиков пожертвований на строительство храма и с большими кружками на груди они путешествовали по линии трамвая и собирали деньги на благое дело. Проезд для ребят был бесплатным.

… Срок оплаты строительных работ неумолимо приближался, а денег, несмотря на пожертвования паствы, всё ещё не хватало. Иоанн же не уставал молиться Царице Небесной и, как оказалось, не зря. Некий купец нашёл протоиерея и вручил крупную сумму денег инкогнито. Как оказалось, она точно покрывала сумму долга перед строителями на текущий момент.

Храм Воскресения Христова в СокольникахКогда все работы были практически закончены, и подошёл срок окончательного расчёта, деньги вновь достались Иоанну необычным путём. Он приютил странника — накормил и предложил ночлег в одной из келий. А наутро помещение оказалась пустым, зато на столе лежала немаленькая сумма… Единственной значимой информацией о госте было его имя — Николай. С тех пор Святитель Николай — особо почитаемый святой в Кедровской обители.

Автором проекта храма Воскресения Христова в Сокольниках стал архитектор П. А. Толстых. В 1908 году был заложен первый камень здания, а к концу 1913-го храм был достроен и освящён.

Это великолепный образец эклектики, так как (несмотря на то, что искусствоведы приписывают храму «русский модерн») здесь переплелись и модерн, и элементы зодчества XVII века, и даже элементы готики.

Здание получилось невероятно красивым, высоким (34 м.) и вместительным (960 м. кв.). Его устройство соответствует основным принципам русского зодчества – четырехстолпный, крестово-купольный в основании храм завершается высоким шатровым восьмериком. За счёт высоких щелевидных окон и закомар с килевидным завершением обитель будто вся стремится ввысь. Венчают её 9 куполов — в честь 9 Ангельских Чинов. Изящные барабаны главок декорированы абрамцевской плиткой (всегда ценилась отменным качеством и отличалась изумительной красотой глазури) синего цвета. В западном крыльце устроена звонница.

Кедровский храм в Сокольниках имеет особенность — его алтарь обращён не на восток, как обычно, а на юг – на храм Гроба Господня (Иерусалимский храм Воскресения Христова).

Храм Воскресения Христова в СокольникахСтоит упомянуть ещё об одной необычной детали – отсутствие позолоты на всех куполах, кроме главного. Как гласит предание, это Иоанн наказал не покрывать позолотой иконостасы и купола. Так он скорбел о своей дочери, которая скончалась в период строительства храма.

Правый придел Воскресенского храма освящён во имя иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость»; левый — в честь апостолов Петра и Павла; нижний храм, в котором проводится обряд крещения, — во имя Рождества Христова.

Интерьер обители также поражает воображение – здесь и великолепные резные иконостасы в стиле эклектики (нижний – золочёный, а тот, что в верхнем храме, сохранил натуральный цвет кипариса), и красивые дубовые киоты с художественной резьбой, и помпезные паникадила, наделённые элементами византийского стиля.

Нужно сказать, храм Воскресения Христова в Сокольниках имеет прекрасную акустику за счёт голосников, покрывающих главный свод. А специально созданный уклон пола позволяет следить за богослужением, даже когда помещение полно людьми.

Храм Воскресения Христова в Сокольниках

Храм Воскресения Христова в Сокольниках

В связи с тем, что храм никогда не закрывался, он богат святынями, которые стекались сюда из разных мест в годы советской власти. Именно здесь находится та самая Иверская икона Богородицы, которая была привезена в дар царю Алексею Михайловичу Романову с Афона в 1648 г. и долгие годы хранилась в Иверской часовне у Воскресенских ворот недалеко от Кремля. Та самая икона, что особо почиталась всеми российскими императорами. Храм Воскресения в Сокольниках стал прибежищем и другой Богородичной иконы, именуемой «Страстная» (из Страстного монастыря), а также Боголюбской иконы Божией Матери, образа святого Пантелеймона и многих других икон и святынь.

В 1930 г. храм Воскресения Христова в Сокольниках стал оплотом обновленцев, но, как известно, их движение оказалось нежизнеспособным, и 21 декабря 1943 г. притч Воскресенского храма воссоединился с Московским Патриархатом. Таким образом стало возможным именно в этом величественном храме провести в 1945 г., перед самым концом войны, тот самый Поместный собор Русской Православной Церкви, «смотр свободы совести в СССР», на котором был избран Патриархом Всея Руси Алексий I (Симанский).

Сегодня храм имеет не только воскресную школу, но и молодежный клуб, приходскую газету и даже школу трезвения.

Опубликовано: Август 20, 2016 в 7:36 дп
Храм Вонифатия при областной психиатрической больнице

Храм Вонифатия при областной психиатрической больнице

Это не тот случай, когда архитектура здания поражает воображение, — храм Вонифатия при областной психиатрической больнице имеет неказистый экстерьер. Однако множество душ он наставил на путь истинный и многим сердцам подарил надежду. Между тем, возникновение его также не было чем-то из ряда вон выходящим, хотя и со своими трудностями…

Некоторые врачи областной психиатрической больницы считали, что вера и Бог способны помочь их пациентам на пути к выздоровлению. Они обращались в храм Митрофана Воронежского, стоящий неподалёку, с просьбами о молебнах, исповедях и причащениях для больных. Таким образом, часть пациентов, в частности дети, получили такую возможность. И, что самое приятное, это положительно влияло на состояние их здоровья, чего не могли не замечать остальные медики.

Через какое-то время встал вопрос о собственной, больничной церкви. И как нельзя лучше для этого подходила библиотека (построенная в начале XX в.) — посещали её крайне мало, выбор литературы в ней был, мягко говоря, небольшой, да и внешний вид её напоминал церквушку. Кроме всего прочего, в дореволюционные времена где-то в этом районе стояла часовня.

Трудность возникла с тем, что главврач наотрез отказался отдавать библиотеку под храм, пока однажды не произошла интересная история. Одна из сотрудниц как-то вскользь заметила, что можно бы снять портрет Ленина со стены (он висел в кабинете). Главврач возразил, что портрет слишком хорошо прикреплён, да и снимать его не зачем, раз не он его вешал.

Храм Вонифатия при областной психиатрической больнице

Храм Вонифатия при областной психиатрической больнице

А через пару дней, накануне для рождения вождя пролетариата его тяжёлый портрет, крепко прибитый к стене, вдруг упал на кресло, разрезав подлокотники. Будь несговорчивый главврач на своём месте в этот момент, ему бы не поздоровилось. После этого события разрешение на устройство храма в библиотеке было получено. Так и появился храм Вонифатия при областной психиатрической больнице.

Архитектором стал С. Я. Кузнецов. В январе 1998 года состоялась первая литургия, а в мае были поставлены кресты и завершены отделочные работы. После этого церковь освятили.

Кстати, обитель решили назвать в честь вмч. Вонифатия не случайно. Этот святой некогда пьянствовал и вёл разгульный образ жизни. Однако, сердце его было добрым и в глубине души он жаждал перемен. Однажды, приехав в Киликию и увидев, как мучают христиан, он поразился выражению их лиц – несмотря на ужасные пытки, с них не сходила благодать.

психиатрическая больница - Сказочные ворота Врубеля

Вход в больницу — Сказочные ворота Врубеля

Вонифатий стал молиться о том, чтобы удостоиться чести разделить с ними страдания. Он добился желаемого, но истязания не могли уничтожить его. Даже после того, как в горло ему залили расплавленное олово и бросили в кипящий котёл, он остался жив. А когда его всё же обезглавили, из раны потекла не только кровь, но и молоко. Тогда около 1500 человек, наблюдавших это действо, уверовали в Господа.

С тех пор Вонифатию молятся в основном об исцелении алкоголизма. В больнице же лечатся много алкозависимых, потому храм освятили в честь именно этого священномученика.

На последней картинке вы видите вход в психиатрическую больницу — небезызвестные Сказочные ворота Михаила Врубеля. Художник одно время здесь лечился, и именно по его проекту построены забор и ворота.

Опубликовано: Июнь 19, 2016 в 3:18 пп
Храм Воскресения Христова в Пленницах

Храм Воскресения Христова в Пленницах

Если верить преданию, Андреевский монастырь появился в Пленницах, у Воробьёвых круч ещё в XIII ст. (тогда он именовался Преображенской Пустынью).

Первые документальные упоминания о монастыре датированы XVI веком. В частности известно, что здесь в 1547 г. укрывался от народного бунта царь Иван Грозный. Тогда обитель не могла похвастаться благосостоянием, но во времена царя Фёдора Иоанновича многое изменилось…

Началось всё с удивительной истории избавления Москвы от нашествия крымско-ногайских войск.

церковь Иоанна Богослова

Церковь Иоанна Богослова

Было лето 1591-го. Воины хана Казы-Герая расположились в с. Воробьёво, русский лагерь – на месте нынешнего Донского монастыря. В лагере пребывал чудотворный образ – Донская икона Богородицы с младенцем на руках. 19 августа ханское войско внезапно бежало, растеряв по дороге почти две трети своего состава. В честь этого события был возведён храм во имя Андрея Стратилата, так как именно 19 августа – день его памяти.

В 1675 г. был возведён надвратный храм (на восточной стене), названный в честь того же святого (в нём сохранились изразцы, созданные небезизвестным Степаном Полубесом, а также руками других белорусских мастеров). С тех пор монастырь носит название Андреевского.

Надвратный храм Андрея Стратилата

Надвратный храм Андрея Стратилата

В 1689 — 1701 гг. (а по некоторым источникам — в 1648-м и даже ранее) на средства окольничего Ртищева возвели храм Воскресения Христова в Пленницах. Здание выдержано в стиле барокко и являет собой бесстолпный четверик, перекрытый сомкнутым сводом и увенчанный декоративной главкой; храм с трёх сторон окружен галереей, с четвёртой — к нему примыкают 3 полукруглые апсиды.

Колокольню построили в 1748 году в классическом стиле. На одной из старых гравюр она была изображена 4-гранной, с большими арками в верхнем ярусе, который завершал 4-скатный шатёр, увенчанный небольшой главкой с крестом.

Храм «иже под колоколы» (в нижнем ярусе колокольни) освятили во имя архистратига Михаила, а после перестройки колокольни в 1848 г. – в честь Иоанна Богослова.

*Говорят, нынешний звонарь Анреевского монастыря — лучший в своём деле в Москве.

В XVIII ст. Андреевский монастырь дважды упраздняли: в 1725 г., когда в нём учредили приют для подкидышей и беспризорных детей, и в 1765 г. из-за невозможности содержать себя самостоятельно. Тогда все церкви монастыря сделались приходскими. В 1803 г. при обители была открыта богадельня для престарелых и неимущих.

В 1900-1917 гг. при храме Воскресения Христова действовала церковно-приходская школа. В 1918-м, после закрытия богадельни, в монастырских зданиях разместились рабочие и служащие 1-й московской фабрики Гознак.

колокольня церкви Иоанна Богослова

Колокольня церкви Иоанна Богослова

Церкви Андреевской обители закрывались в разное время: храм святого мученика Андрея Стратилата — в 1923 г., Храм Воскресения Христова — в 1925 г. (в его здании устроили клуб), храм Иоанна Богослова прекратил свою деятельность последним — в конце 1930-х.

В 1991 году в бывшей Андреевской обители было открыто Патриаршее подворье, все три храма были переданы ему. Сюда же была переведена Синодальная библиотека из Данилова монастыря. В честь открытия Синодальной библиотеки, бывший монастырь посетил Патриарх Алексий II.

В 1996-м весь комплекс бывшего Андреевского монастыря был передан РПЦ, а в 2013-м — Патриаршее подворье преобразовано в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь.

Опубликовано: Май 11, 2016 в 12:24 дп
Храмы Воздвижения Креста Господня, крестильный Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Алтуфьеве

Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве

Там, где сейчас красуется Воздвиженский храм, когда-то находилось процветающее село Алтуфьево. С наступлением смутных времён (1598-1613 гг.) оно пришло в упадок и, в конце концов, превратилось в пустошь.

В 1687 г. Никита Акинфов, тогдашний хозяин Алтуфьево построил в нём церковь Воздвижения Креста Господня. С тех пор село стали называть Крестным, реже – Воздвиженским. А после пожара, случившегося в первой половине XVIII ст., церковь стала называться Софийской.

В 1759 г. владельцем села стал поручик Иван Вельяминов. Он возвёл на месте старой, уже обветшавшей церкви новый храм в честь Воздвижения Христа Господня. Обитель строилась в стиле позднего русского барокко и была закончена к 1763 году.

Через несколько лет поручик продал имение, после чего оно сменило несколько хозяев, среди которых были граф Апраксин, признанная красавица графиня Брюс, действительный тайный советник Степан Куракин.

В 1960-м Алтуфьево стало частью Москвы. Но, несмотря на начавшуюся застройку, усадьба, сад, пруд и собственно храм сохранились до наших дней (хотя и не в первозданном виде) и охраняются государством.

Храмы Воздвижения Креста Господня, крестильный Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Алтуфьеве

Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве

Храм Воздвижения Креста Господня закрывался ненадолго перед войной. Вместительностью он не отличался, поэтому, когда приход со временем расширился, к храму добавили пристройку. Но и она не решала проблему в полной мере.

В 1989 г. был построен 2-этажный причтовый дом с крестильным храмом во имя Веры, Надежды, Любви и матери их Софии (был освящен в 1998-м). Экстерьер храма стилизовали под барокко.

В конце XX в. Воздвиженский храм реставрировали и перестраивали – переделали барабан на куполе и маковицу, расширили храм и центральный алтарь, построили колокольню, приобрели колокола, построили приделы во имя святителя Ионы Московского и прп. Макария Желтоводского. В храме также есть приставной престол во имя сщчм. Трифона.

Эта реконструкция, по мнению искусствоведов, уменьшила историческую ценность храма, исказив его первоначальный облик, нарушив пропорции, да и в принципе, была недопустимой с т. зрения охраны архитектурного наследия.

Крестильный храм Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Алтуфьеве

Крестильный храм Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Алтуфьеве

Обитель представляет собой редкий для своего времени архитектурный тип «иже под колоколы». Основной объём храма — круглый, примерно 12 м. в диаметре; над ним высится восьмигранник, увенчанный небольшим барабаном с приземистой главой. С юга, востока и севера к зданию примыкают апсиды. Сегодня некоторые элементы экстерьера не вписываются в общую стилистику здания, и всё же храм с уверенностью можно назвать благолепным.

Недалеко от Воздвиженского храма находится источник прп. Макария Желтоводского, православного монаха, основателя многих монастырей. В 1996 г. над ним построили, а позже освятили часовню. В 1999 г., в престольный праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня был освящен храм, а после совершены Божественная литургия и молебен.

Сегодня при храме Воздвижения Креста Господня работают воскресная школа, молодёжный центр «Моё отечество», творческие кружки; проводятся огласительные беседы (перед крещением); есть детский хор, библиотека для прихожан. При храме также есть баптистерий для крещения взрослых.

Опубликовано: Апрель 30, 2016 в 5:11 пп
Храм Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище

Храм Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище

Церковь Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище построена на месте более старого храма свт. Иоанна Милостивого. Вернее, храм разобрали уже в процессе строительства (так как он был деревянным и обветшавшим) и установили на его месте ротонду.

Строительство проходило в 1819-1824 годах под руководством Афанасия Григорьева, ведущего архитектора московского ампира. Именно в этом стиле и была возведена церковь. Она являет собой четверик, над которым высится купольная световая ротонда; венчает её небольшой глухой барабан, декорированный аркатурно-колончатым поясом. Апсида храма и более низкие апсиды приделов вынесены на одну линию. С западной стороны к зданию примыкают трёхъярусная колокольня и двухпридельная трапезная (северный придел освящён во имя мученицы Акилины, южный – во имя Николая Чудотворца).

Храм Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище

Храм Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище

Вход в храм оформлен двухколонным портиком (галереей с открытой колоннадой) в антах; боковые фасады приделов и полукруглая апсида — 4-колонными тосканскими портиками. Схожий декор имеет и верхний ярус колокольни. Интерьер украшен настенной живописью (1877 г.), созданной с участием Фёдора Нестерова. В 1905 году архитектором Петром Ушаковым была построена ризница.

Храм Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище носит красивое, не всем понятное название. На самом деле всё просто – так называют храмы, посвящённые Воскресению Иисуса. «Словущий» означает «прославляемый». Почему святые обители называют именно так, а не Храм Воскресения Господня? Потому что такой храм уже есть, и он считается уникальным, так как построен на месте исторических событий (Распятия и Воскресения Христова) в Иерусалиме.

Храм Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище

Храм Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище

Хотя церковь Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище никогда не закрывалась, Октябрьская революция всё же её коснулась: власти изъяли 18 пудов церковных украшений и утвари из драгметаллов в 1922 году.

В период с 1925 по 1944 гг. обитель находилась в руках обновленцев.

27 ноября 2014 года в храме Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище провели в вечную жизнь известного хоккеиста и тренера В. В. Тихонова. После церемонии отпевания Виктора Васильевича похоронили с воинскими почестями недалеко от храма.

Опубликовано: Март 10, 2016 в 4:22 пп
Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке

Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке

Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке начали строить в 1640 году вместо старой обветшавшей церкви, и строили его ни много ни мало – 18 лет. Название у храма довольно странное, так как звучало оно следующим образом: «… что на Девичьем поле, на Чистом (Помётном) вражке». Дело в том, что помётный вражек – это овраг, в который свозили навоз с государевых конюшен, но в то же время его называют Чистым. Почему? Некая ирония, смысл которой до нашего времени не дошёл?..

В 1658-м обитель освятили, после чего она стала по-настоящему действующей. В 1701 году её перестроил боярин Василий Шереметев. Это был двухсветный четверик с полукруглой апсидой, приделом в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость» и трапезной. В 1708 году была пристроена придельная церковь со своей главой и крестом. Примерно через полвека храм вновь перестроили, увеличив в размерах трапезную, придел и алтарь, а также надстроили большой световой барабан.

Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке

Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке

Еще позже на денежные средства купца Г.И. Блохина и фабриканта В. А. Ганешина у западной стены пристроили небольшую колокольню, а также устроили придел в честь архангела Гавриила. В сентябре 1852-го постройку освятили. Позже вокруг обители появилась белокаменная ограда и ворота.

В конце XIX ст. по проекту Фёдора Кольбе к приделам пристроили несколько помещений с полукруглыми апсидами и снова расширили здание — за счёт новых приделов слева и справа от главного алтаря. Освятили их в октябре 1895 года. На этом формирование архитектурной композиции обители закончилось.

Ахитектура храма довольно интересна и радует глаз. Крупные апсиды, полуциркульные окна, килевидные кокошники хорошо «уживаются» с другими архитектурными элементами, наделёнными прямыми строгими линиями. Восьмигранник над основной частью храма перекликается с колокольней, выполненной в той же манере и украшенной изящным двухъярусным глухим барабаном со шпилем. Интересная геометрическая форма здания и яркие лики святых на его стенах с лёгкостью компенсируют отсутствие богатого декора.

Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке

Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке

Среди прихожан храма были как обычные дворовые люди, ремесленники, солдаты, так и знаменитые дворяне — Мусины-Пушкины, Долгоругие, Шереметьевы и другие. А в 1901 году в Храме Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке венчались А. П. Чехов и О. Л. Книппер.

Храм был одним из богатейших в столице. Пожертвования вносило в основном купечество – и на строительные работы и на внутреннее убранство. В 1918 году власти опустошили обитель, изъяв около 400 пудов серебра. Но церковь продолжала действовать до 1930 года, после чего её закрыли, а настоятеля Николая Сарыевского сослали.

Купол и колокольня были сломаны, богадельня и дом причта — снесены, в помещении самого храма устроили общежитие. Настенную роспись безбожно закрашивали и сбивали, когда она проступала через побелку. Поразительно, как ей удалось уцелеть, хоть и не полностью (примерно 30% уничтожено).

Долгое время храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке не действовал, но в конце концов был восстановлен, и в апреле 1992 года в нём отслужили первый молебен. Стараниями православной общины и прихожан началось восстановление святой обители, и в 2000 году храм вновь принял прежний облик.

Опубликовано: Август 10, 2015 в 8:00 дп
Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Источник: ru.wikipedia.org.

В самом сердце столицы, между Большой Никитской и Тверской стоит старинное здание с красивым и необычным названием — храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Построен он в честь праздника воскресения Господа нашего, а первые упоминания о нём датированы 1548-м годом.

В те времена это была деревянная церковь (её ещё называют Воскресенской), и, нужно сказать, срок её жизни был недолгим, что, в общем-то, не удивительно, учитывая что Москва славилась пожарами. В одном из них (1629-го) и растворилась святая обитель. К 1634 г. на её месте стоял уже новый, каменный храм, который почти 200 лет оставался в первозданном виде. А в 1816-1820 гг. были проведены реконструкционные работы трапезной и колокольни.

В те годы рядом с церковью располагался деревянный храм пророка Елисея, который позже заменили каменным, а ещё позже упразднили и перенесли его престол в храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Потому и Покровский придел храма переосвятили в Елисеевский.

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке

Позже, интерьер Воскресенской церкви немного преобразился: окна её были растёсаны и приобрели килевидные обрамления в русском стиле, а верхние ярусы колокольни обрели новые, псевдоклассические формы. Если говорить в целом об архитектуре, это типичный образец бесстолпного посадского храма XVII ст. Не смотря на отсутствие пышного декора, интерьер достаточно изящен: относительно широкий карниз с незамысловатым орнаментом; полукруглые декоративные закомары с нишами; скромные оконные наличники; пилястры с полуколоннами; аркатурно-колончатый пояс, обрамляющий глухой барабан, и золотистая глава, венчающая его.

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке – один из немногих, который не закрывался в 30-е годы (хотя колокола его были сняты) благодаря многочисленным просьбам творческой интеллигенции столицы. Церковь располагалась в квартале, где проживали люди искусства. Они и составляли основную массу прихожан. Здесь за богослужениями можно было увидеть знаменитых исполнителей (Иван Козловский, братья Пироговы, Антонина Нежданова…), актёров, артистов (Владимир Заманский , Иннокентий Смоктуновский, Сергей Мигай…) и прочих известных деятелей культуры.

Икона «Взыскание погибших» в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке.

Икона «Взыскание погибших». Источник: vslov.ru.

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке с божьей помощью сохранил многие святыни из других церквей, что закрывались в советское время. Одна из них — Икона «Взыскание погибших», которая спасает верующих от ненастий и пороков, и перед которой по старинному обычаю молят о счастливом браке. Именно перед этой иконой венчались Марина Цветаева и Сергей Эфрон в 1912 г.

В храме есть ещё одна чудотворная икона — Святителя Спиридона Тримифунтского, считающегося помощником обездоленных и бедных. Существует поверье, что человек, оказавшийся в беде, оставшийся без денег, помолившись этому святому, уже не следующий день получит неожиданную помощь. Так как при жизни Спиридон исцелял от многих болезней, ему молятся также об исцелении от немощей.

Опубликовано: Июль 31, 2015 в 10:41 дп
Часовня Владимира на Химкинском кладбище

Часовня Владимира на Химкинском кладбище. Источник: wikimapia.org

Название погоста более чем логичное, ведь располагался он рядом с деревней Химки, которая в свою очередь находилась на берегу одноимённой реки. Основано кладбище было в 1959 г., и за весь период существования здесь были похоронены десятки тысяч человек – от простых крестьян до героев Отечества. В их числе и писатель П. Г. Паламарчук – автор труда «Сорок Сороков», где описана история московских церквей.

Именно на территории Химкинского кладбища и построена часовня св. князя Владимира, приписанная к храму бессребреников Космы и Дамиана в Космодемьянском. Впрочем формулировка не совсем верная, так как изначально строилось вовсе не церковное здание – ни храм, ни часовня. В 70-х тут был морг, позже складские помещения, после – гараж. И вот, в 1996-м власти отдали старое железобетонное здание под храм.

Звонница часовни Владимира на Химкинском кладбище.

Звонница часовни Владимира на Химкинском кладбище.

За архитектурно-реставрационные работы (1997-2004 гг.) принялись В. И. Якубенин и Н. В. Семеновская. В результате чего мы можем наблюдать небольшой и аккуратный храм-часовню в честь равноапостольного кн. Владимира. Архитектура более чем скромная, но сочетание прямых жёстких линий с плавными контурами даёт хороший контраст, и небольшая звонница со слепыми окнами на фасаде смотрится необычно.

И хотя часовня Владимира на Химкинском кладбище не передаёт всего величия князя, в сердце каждого верующего этот человек занимает достойное место.

Равноапостольный князь Владимир

Равноапостольный князь Владимир. Источник: liveinternet.ru

По правде говоря, изучая жизнь Владимира, можно ужаснуться его порокам и жестокости. И хотя войны за власть и престол во все времена сопровождались кровопролитием, а без твёрдого характера и ясного ума практически невозможно удержаться на вершине, летописи описывают великого князя не только как человека бессердечного и злого, но и как необузданного сластолюбца.

Однако крещение Руси стало поворотным событием в жизни Владимира и всей Державы. Мы никогда не узнаем точно, духовные поиски привели равноапостольного князя к вере, политические мотивы или и то, и другое разом, но после принятия христианства он стал другим. Не зря в народе его прозвали «красным солнышком». Для нас же теперь небольшая и уютная часовня Владимира на Химкинском кладбище стала одним из напоминаний о великих деяниях князя.

Опубликовано: Декабрь 11, 2014 в 9:00 дп
Храм Вознесения Господня и Георгия Победоносца в Коломенском

Храм Вознесения Господня и Георгия Победоносца Источник: poznamka.com.tw

История возникновения храма – загадочна и имеет много неясностей. Возведён он был князем Василием III в 1529 – 1532 гг. А вот, что подвигло его на это – благодарность за победу над крымским ханом, за рождение долгожданного наследника или иная причина, неизвестно. Так же непонятно, кто был архитектором святыни – итальянец, Петрок Малый (Петр Францизск Анибал) или неизвестный, но, однозначно, русский мастер.