Старообрядчество
Одна из животрепещущих тем в современной России — старообрядчество. В трудное для Руси время, последовавшее за периодом Смут, Православную Церковь возглавил Патриарх Никон. Многие бояре тогда с вожделением смотрели на Запад, манивший их новыми способами обогащения и вольными нравами, православие же по-прежнему оставалось душой народа.
Патриарх, пользуясь огромной властью, дарованной ему царем Алексеем Романовым, принялся за реформирование церковных обрядов по греческому образцу с целью сближения Русской Церкви с Византийской в противовес западному католицизму. При этом основы православия затронуты не были. В 1653 – 1660 гг. Патриарх Никон внес некоторые изменения в русские православные традиции: предложил креститься, складывая вместе 3 пальца (тремя перстами), класть поясные поклоны (взамен коленопреклонных), крестным ходом ходить против солнца (до этого было – наоборот – по солнцу), петь «аллилуйя» трижды, а не дважды, а проскомидию служить на пяти просфорах вместо семи, изменил и другие обряды. Все это было не слишком значимо для духовной жизни, но народ, не имевший образования (на Руси его практически не существовало), да и часть священства восприняли реформы как покушение на древние русские традиции, практически создание «новой веры». Естественно, кроме всего прочего тут пересеклось множество личных и политических амбиций, в результате сочетания которых и возник раскол в рядах Православной Церкви, известный нам как старообрядчество.
Основной проблемой внутрицерковного раскола стало отсутствие гибкости обеих сторон. Власть предержащие преследовали как еретиков тех, кто отказывался исполнять новые обрядовые действия. Раскольники же (как их стали называть), настаивая на значимости обрядовой стороны, показали, что для них бытовые традиции гораздо важнее самой Церкви, ее духа и единства.
Старообрядчество изначально стало заложником ситуации, когда в его рядах не оказалось ни одного епископа, который мог бы рукополагать в священство. Павел Коломенский, единственный епископ, поддержавший раскол, умер еще в 1654 г., совершенно обезглавив старообрядцев, которые в своей среде тоже разделились на 2 течения: поповцев и беспоповцев.
Беспоповцы считали благодать Божию покинувшей Русскую Православную Церковь, от преследований они бежали в глушь, где создавали разные общины, имевшие значительные различия, называемые согласиями. Чем-то это напоминало протестантские секты.
Поповцы же, испытывая все же необходимость в священниках, согласны были принять любого епископа или простого священника после его отречения от «никонианства» (так они называли веру официальной Русской Православной Церкви). Поповцы в свою очередь также стали делиться на согласия – беглопоповское, (древлеправославное) и Белокриницкое (собственно старообрядческое), и единоверцев.
Единоверцы – это старообрядцы-поповцы, которые в 1800 г. заключили соглашение с официальной Церковью о сохранении своих обрядов, войдя к ней в подчинение по униатскому образцу.
Гонения на старообрядцев заставили другую их часть создать в 1846 г. епископскую кафедру за пределами русского государства – в Белокриницком монастыре в Австрии во главе с митрополитом Амвросием Боснийским. В 1853 г. в Москве была создана старообрядческая Архиепископия (располагалась в Рогожской Слободе), подчинявшаяся Белокриницкой иерархии. Московская архиепископия в свою очередь в 1988 г. была преобразована в Митрополию, тогда же Древлеправославная Церковь Христова получила свое нынешнее название – Русская Православная Старообрядческая Церковь(РПСЦ). В 1993 г. Московской Митрополии РПСЦ был возвращен храм Николы Чудотворца у Тверской Заставы, который был построен в начале ХХ в. на средства купцов-старообрядцев.
Беглопоповцы же, не вошедшие в состав Белокриницкой иерархии, еще в 1923 г. образовали свою Церковь. Так появилась Р усская Древлеправославная Церковь (РДЦ) во главе с архиепископом Саратовским Николой (Поздневым). Центр, соответственно, находился изначально в г. Саратове, затем – в Москве, Куйбышеве, Новозыбкове. В 1990 г. московской общине был передан Покровский собор в Замоскворечье (ул. Новокузнецкая), а в 2002 г. в Древлеправославной Церкви был избран Патриарх Александр (Калинин).
В 1999 г. РДЦ тоже раскололась, из нее выделилась Древлеправославная Церковь Россиии с центром в Курске.
Старообрядчество, староверие, древлеправослаавие — столько названий, а цель одна — опровергнуть реформы патриарха Никона (никонианства).
Да, сложно назвать роль церкви объединяющей. Даже здесь каждый хочет оставить след в истории. А получается, только раскол в обществе с возможными конфликтами, т.к. никто не хочет идти на компромисс.
Религия — опиум для народа. Вся их деятельность носит лишь коммерческий характер. Вот и тянут одеяло на себя. Если что не так, айда отсюда и создадим свое. Нет общности и общего дела.
Церковь изначально таки объединяет. Другое дело, что сами люди потакают своему выпирающему «я», выставляя приоритет своему видению мира и не особенно желая считаться с кем-либо ещё. Отсюда и разногласия, сотрясающие воздух и в худшем случае землю. Да, кто-то может справедливо отметить имевшее место в истории крещение Руси огнём и мечом…
Это ошибочное мнение,что Россию крестили огнём и мечом.На самом деле процесс шёл постепенно,и на ряду с христианскими символами ещё очень долго соседствовали язычиские.Народ выбирал,как и всегда,русские ещё долго осмысливали веру христианскую.Я думаю,что этот процесс не завершон и по сей день.Отсюда всякое метание неизвестно куда.Что касается меня,то я немного читала про раскол и прешла к выводу,что для меня не имеет значение старообрядец или как я приверженец РПЦ все мы православные и это главное, а все эти условности ,как то креститься двумя перстами или тремя не имеют большого значения.Ведь Аввакум и Никон были оба образованными и большого ума людьми и в конечном итоге они практически пришли к компромисным решениям,но тут вмешалась светская власть в лице царя Алексея Михайловича и получилось то,что получилось.
даже не хочется вникать в эти подробности, кто там прав, кто виноват…
Мы живем в небольшом городке,и я наслышан о старообрядчестве много,особенно от коренных жителей с которыми сталкиваюсь по роду своей деятельности.И я был в шоке, когда узнал о том,что даже в наше время есть деревни где и сейчас жители живут по старообрядческим обычаям,даже видел их кресты и другие предметы веры и быта.А ведь год назад я ничего и не подозревал о расколе церкви и наличии такой веры.
интересно, как то мало информации об этом встречается
Информации мало. Это не так, вы видно не там где нужно искали. Ведь ее валом, найти не трудно, главное истину свою найти, отфильтровать множество не нужных эелементов
Сам старообрядец, знал все это, что написано в статье. И нас все меньше и меньше. Раньше жили сейчас целыми большими деревнями, а сейчас встречаются изредка. У нас например, раньше была деревня вся старообрядцев, а сейчас в ний проживает максимум 5-10% жителей..
Да, яркий пример того, к чему может привести слишком большая привязанность к обрядам… Самое интересное, что и сейчас в православной церкви библейская образованность прихожан (а порою и священников) остаётся на весьма низком уровне, что и приводит зачастую к спорам на какие-то мелкие, формальные темы.