Храм Алексия, человека Божия, в Красном селе
Храм Алексия, человека Божия, в Красном селе имеет четкую историческую параллель с Алексеевским (позднее – Ново-Алексеевским) женским монастырем, так как являлся первым соборным храмом обители.
Названия храма и монастыря связаны с именем их основателя и покровителя митрополита Киевского и всея Руси Алексия, жившего в XIV в. По его воле в 1360-е гг на церковных землях недалеко от Кремля был построен сначала деревянный храм во имя Алексия, а затем основан и монастырь, первыми монахинями которого были родные сестры митрополита.
После пожара 1547 г. Алексеевский монастырь был перемещен в другой район Москвы — Чертолье, и возобновлен в месте, где стояла старая церковь Зачатия святой Анны, от чего в народе Алексеевский монастырь стали называть и Зачатьевским. В 1837 – 1838 гг. в связи с тем, что именно на месте расположения монастыря было решено возводить храм Христа Спасителя, монастырь снова переносят в другую местность, на этот раз на окраину Москвы в Красное село. Все здания монастыря, в том числе и Храм Алексия, человека Божия были разобраны.
В новом месте, где разместили монастырь (с этого времени он стал называться Ново-Алексеевским), была небольшая приходская Крестовоздвиженская церковь, в ней в 1841 г. один престол освятили в честь Алексия, человека Божия. Но монастырь нуждался в отдельном соборном храме.
Поэтому 1853 год ознаменовался строительством в центре монастырских земель нового храма с главным престолом во имя монастырского святого Алексия по проекту известного по тем временам архитектора М.Д. Быковского. Особенностью этой постройки была огромная схожесть с храмом Христа Спасителя. Алексеевская церковь, возведенная в том же русско-византийском стиле, как бы подтверждала связь двух храмов-современников, указывая на общность места храм Христа Спасителя построен на бывшей территории Алексеевского монастыря).
Алексеевский храм имеет прямоугольную форму с ризалитом (выступом той же высоты, что и основное здание) по центру и тремя полукруглыми апсидами. Завершает его огромный купол (здесь даже повторяется мотив пояса купола храма Христа Спасителя) на внушительном как по ширине, так и по высоте, световом барабане. Поскольку Быковский был приверженцем именно русской национальной архитектуры, то декор храма изобилует мотивами древнерусского зодчества.
Два придела храма Алексия, человека Божия, освящены в честь Грузинской иконы Богоматери и прп. Павла Латрийского. Это один из немногих дошедших до наших дней храмов бывшего Ново-Алексеевского монастыря, закрытого советскими властями и так и не восстановленного.
В 1899 г. архитектор А. Латков несколько изменил обветшавшую Алексеевскую церковь, закрыв паперть, перестроив хоры и устроив ризницу.
1926 г. стал годом закрытия Ново-Алексеевской обители, его главный храм разделил всеобщую участь: был обезглавлен, перестроен, на долгие годы став Домом пионеров.
Лишь в 2000 г. храм Алексия, человека Божия, в Красном селе был возвращен верующим. С 2002 г. начались реставрационные работы, возобновились богослужения. В начале 2006 г. Патриарх Алексий II учредил при храме Алексия, человека Божия, в Красном селе Патриаршее Подворье с приписным Крестовоздвиженским храмом.
Сегодня здесь действует мастерская вышивальщиц «Феофания», изготавливающая всевозможные предметы из тканей для церковных нужд. Вышитые здесь иконы всегда узнаваемы по особому стилю исполнения, поскольку это исключительно уникальные авторские работы.
Еще храм славится своими ежемесячными молебнами о помощи в беременности и родах пред чудотворной иконой Богородицы.
Житие Алексия человека Божия учит нас человеколюбию. Отец его Евфимиам, приютив в доме нищего странника, не узнал в нем своего любимого сына Алексия.
Подавая ему еду с собственного стола, проявлял милость к собственному сыну. Так и мы не должны отворачиваться от незнакомца, попавшего в беду.