Храм Бориса и Глеба в Дегунине
Храм Бориса и Глеба в Дегунине впервые упоминается в писцовой книге в 1584 г. как деревянный, прямоугольный (как обычная изба), а при нем несколько дворов церковного причта и пахотные земли. Как давно была построена в Дегунино Борисоглебская церковь – сведений не сохранилось. Святые страстотерпцы князья Борис и Глеб издавна почитались на Руси как небесные покровители земли русской, особенно же им покланялись князья, видя в них чуть ли не личных помощников. Поэтому не удивительно, что в селе, являвшемся некогда вотчиной князей и их жен (впервые упоминается в Духовном завещании Ивана Калиты) стояла церковь, посвященная благоверным князьям Борису и Глебу.
В Смутное время село и церковь в нем были разорены интервентами. Дегунино превратилось в захудалую деревушку. Однако оно не исчезло совсем и со временем стало постепенно возрождаться. Так что в 1633 г. церковь восстановили, устроив еще и придел в честь Иоанна Богослова.
В 1700 г. указом самого Петра I Дегунино вместе с обветшавшим храмом было отделено от вотчины Рождественского собора и пожаловано Московскому Алексеевскому девичьему монастырю в Чертолье (где ныне возвышается храм Христа Спасителя). Селяне вместе с сестрами Алексеевского (довольно бедного) монастыря собрали-таки средства и в 1762 г. построили новую деревянную, но на каменном подклете, однопрестольную церковь, освятив ее снова во имя свв. блгв. кнн. Бориса и Глеба. Впрочем, уже в 1764 г. Екатерина II отделила Дегунино и от монастырских владений, крестьяне стали «экономическими», а Борисоглебская церковь обычной приходской.
Особую роль сыграла в жизни села и храма Николаевская железная дорога, проложенная здесь в 1843-1851 гг. Под ее строительство были переданы земли, за которые в 1863 г. крестьянскому обществу была выплачена государством вполне приличная компенсация.
Это позволило осуществить давнюю мечту – построить вместо маленькой деревянной церквушки, не вмещавшей уже всех прихожан, приличный каменный храм. Заручившись согласием богородского купца В.А. Прорехова, арендовавшего у крестьянской общины землю под кирпичный завод, выплатить аренду натурой за 12 лет вперед (что составило 36 000 кирпичей), сельское общество обратилось с прошением к Митрополиту Филарету о строительстве каменного трехпрестольного храма (все 3 престола — рядом) и получило храмоздатную грамоту. Новый храм в псевдорусском стиле был поставлен рядом со старым деревянным. К основному объему массивного параллелепипеда с востока примыкала полукруглая апсида, а с запада двухъярусная колокольня (на нижнем прямоугольном ярусе – восьмерик с деревянным шатром). В 1866 г. храм с тремя престолами освятили во имя св. князей Бориса и Глеба, свт. Николая Мирликийского и иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Старая деревянная церковь рядом с новым храмом простояла до 1884 г.
В первые годы советской власти храм не трогали. В 1925 г. даже зарегистрировали устав Борисоглебской общины верующих, однако, благодаря проводимой властями политике, уже в начале 1930-х гг. службы прекратились, поскольку служить их стало просто некому. В начале 1941 г. пустующий храм Бориса и Глеба в Дегунине передали под амбулаторию, затем в Божьем доме фабрика «Родина» шила трикотажные спортивные костюмы, а с 1987 г. стояли автомобили центра «Микрохирургии глаза».
В 1960 г. село стало частью Москвы. Здание храма поставили под охрану как памятник архитектуры, благодаря чему он и дошел до наших дней. В 1991 г. Борисоглебский храм с разрушенной колокольней, спрятанный за железобетонным забором, все же был возвращен верующим, которые начали его возрождение. Сегодня он восстановлен и радует глаз своей красотой, скромно притаившейся среди многоэтажек.
Община храма уже много лет несет шефство над детским домом-интернатом № 28 для детей с ограниченными возможностями, психоневрологическим интернатом № 25, хосписом № 2 и другими медицинскими учреждениями, где для больных проводятся молебны, беседы, концерты и утренники, организуются паломнические поездки по святым местам.
Очень красивый и светлый Храм Бориса и Глеба в Дегунине , благо его восстановили и признали памятником архитектуры. Его шефство над детскими интернатами, медицинскими учреждениями — это очень хорошо, похвально, достойно глубочайшего уважения.
Это замечательно, когда храмы выполняют свои функции: шефство над интернатами и мед учреждениями, а не только зарабатывают на прихожанах.
Храм прекрасен как внутри так и снаружи.Не везде можно увидеть подобную красоту.На самом деле очень хорошо,что служители храма приносят веру и пользу для народа не только в его стенах.Не каждый храм может на столько возвыситься!
Красивый храм. Вообще то батюшка должен выполнять первую роль психолога. Но в наши времена их заменяют врачи психологи.