Храм Власия в Старой Конюшенной слободе

Храм Власия в Старой Конюшенной слободе известен с 1625 г. как церковь Власия, что на Козьем болоте. Место, где он находился, издавна служило для выпаса коз и других домашних животных. Сначала здесь селились пастухи, позже выросла целая Конюшенная слобода. Храм Власия в Старой Конюшенной слободеПосвящение храма Власию Севастийскому обусловлено было тем, что этот святой считался на Руси покровителем животных. Позже, с ростом Москвы, конюшенную слободу вытеснили за пределы земляного города, а местность так и продолжали называть Староконюшенной слободой (в отличие новой, расположенной в другом месте).

В 1644 г. старую деревянную церквушку заменили каменным четырехпрестольным храмом. При этом главный престол был посвящен празднику Преображения Господня, а Власьевский престол был освящен в приделе, но церковь в народе по прежнему называли – Власия, что в Старой Конюшенной. 2 других придела имели посвящение Казанской иконе Божией Матери и святителю Николаю (Чудотворцу).Храм Власия в Старой Конюшенной слободе

В течение более, чем трех столетий своего существования храм Власия в Старой Конюшенной слободе многажды надстраивался, перестраивался и ремонтировался, соединяя в себе черты многих направлений и стилей – от московского барокко до позднего ампира, но в целом он все же сохранил архитектурные традиции  XVII в. и считается памятником допетровских времен.

Храм Власия в Старой Конюшенной слободе

1988 г.

Одноглавый двусветный четверик в основании храма относится к первоначальной постройке, позднее (уже в XVIII в.) была возведена колокольня, примерно тогда же был снесен Никольский придел и построен вместо него новый, освященный в честь Иоанна Воина (1755 г.). Еще более «новыми» считаются стены трапезной. Дело в том, что храм Власия сильно пострадал во время войны 1812 года, был отремонтирован и освящен в 1815 г., но к середине XIX в. простого ремонта было уже недостаточно. Так что в 1868-1872 гг. на средства прихожанина купца Куманина трапезную перестроили полностью по проекту Н.П. Делекторского, расширив настолько, что она с трех сторон охватила нижний ярус колокольни.

Храм Власия в Старой Конюшенной слободеУже после революции, в 1921 г., сюда перенесли алтарь домовой церкви Красного Креста, располагавшегося на Сивцевом Вражке. Так во Власьевской церкви появился еще один придел – Серафима Саровского, чье имя носил комитет Красного Креста.

В 1936 г. в храме священномученика Власия обосновались раскольники-обновленцы, но их пребывание здесь не было слишком длительным. Уже в 1939 г. храм закрыли совсем, обезглавив и разместив внутри мастерские ближайшей школы.Храм Власия в Старой Конюшенной слободе Естественно, что в течение нескольких десятилетий никто ремонтом здания не занимался, и оно стало приходить в упадок. Уже к 1966 г. сооружение находились в аварийном состоянии. В 1976 г. его решили отреставрировать. Но работы шли вяло, видимо, из-за недостатка финансирования, а в 1983 г. и вовсе прекратились. При этом реставраторы снесли Серафимовский придел.

В начале 1980-х часть храмового комплекса отдали Росконцерту, разместившему в нем народный ансамбль «Баян». Участники коллектива, знакомые с народными истоками не понаслышке, Храм Власия в Старой Конюшенной слободеживо заинтересовались реставрацией памятника архитектуры и не просто приняли в ней непосредственное участие, но и привлекли к церкви внимание общественности. Отчасти благодаря их усилиям появилось множество добровольцев, помогавших в восстановлении храма, официально переданного РПЦ в 1992 г.

Лишь в 1997 г. в храме Власия в Старой Конюшенной слободе была проведена первая Божественная Литургия – в день Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля). На сегодняшний день в храме 3 престола: главный – Спаса Преображения, придельные – сщмч. Власия и Казанской иконы.

7 комментариев читателей статьи "Храм Власия в Старой Конюшенной слободе"

  1. @Евгения пишет:

    История этого храма пожалуй не особо отличается от других.Храм Власия в Старой Конюшенной слободе так же как и многие из храмов неоднократно перестраивался,служил крышей над головой многим людям и все же храм есть храм и такие места нужно почитать.Даже если это маленькая комнатушка с множеством икон,то это так же является непосредственно святым местом.

  2. @Юлия пишет:

    У храма Власия в Старой Конюшенной слободе очень интересная и яркая история. Благодаря вашей статье я узнала, почему этот храм имеет такое название, что старая деревянная небольшая церквушка стала прекрасным храмом.

  3. @sergej пишет:

    Храм Власия в Старой Конюшенной слободе. Хорошо, что сейчас возрождаются старые святыни и строятся новые. Человек не может жить без веры, так же как и без цели в жизни. За ознакомление с историей храма, спасибо. Обязательно расскажу детям.

  4. @vika пишет:

    Еще один великолепный храм, который много перетерпел и наконец дошел до наших дней во всей своей красе. Такие статьи знакомят нас, читателей с интересными историями храмов, мы узнаем все больше и больше о прошлом своих предков, спасибо!

  5. @Анна пишет:

    Это самый лучший храм, из всех, в коих доводилось бывать. Он не только красив. Там необычайно светло душе. Истинно святое место.

  6. @Ирина пишет:

    Слава Господу Иисусу Христу, что у нашей семьи есть теплый заступник, святой Власий!!! Слава Святому Власию! Трепетная благодарность нашему покровителю, скоропомощнику в любой скорби и болезнях священномученику Власию! Низкий поклон! Семья Комлевых.

  7. @Андрей пишет:

    Великолепное отправление службы при новом настоятеле архимандрите Герасиме. Зашел на 20 минут поставить свечку, а отстоял весь Полиелей 2 часа. Прекрасное пение на три голоса. Нечто подобное слышал только в ХХС да в Храме Андрея Рублева в Раменках, когда там пели артисты из Большого театра.
    Странно, что на службе было мало прихожан. Впечатление сильнее, чем от посещения театра..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.