Храм Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбище
В районе Соколиной горы, на территории зеленого и уютного парка, возле метро Семеновская в Москве, возвышается Храм Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбище.
Возведен он был в 1855 году. Однако первая деревянная церковь на Семеновском кладбище была построена в 1643 году, называлась она церковью Введения, но в 1728 году деревянная постройка сгорела. Спустя столетие, в середине 19 в., решено было вновь возвести храм при кладбище.
Средства на строительство нового каменного храма выделил купец Михаил Николаевич Мушников. А архитекторой здания занялся Константин Андреевич Тон. В облике храма Воскресения Христова читается русско-византийский стиль. Это одноглавый храм, который имеет оригинальную систему, состоящую из трех цилиндрических сводов. Они опираются пятами на подпружные арки. А базы колонн-пилястр повторяют в точности конструкцию ныне восстановленного Храма Христа Спасителя в Москве.
Невысокая шатровая колокольня не вынесена за пределы храма, как это часто можно увидеть в других церквах. Она находится сразу за четвериком и скорее напоминает вторую главу, чем колокольню. Тем не менее, облик здания выглядит гармонично. Архитектор сделал акцент на роли колокольни — она является доминантой в окружающем пространстве, придает ему масштабность и некоторую внутреннюю монументальность.
Внутри Храм Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбище не менее красив, чем снаружи. Алтари его приделов расположены на той же линии, что и главный алтарь. Всего тут три престола. Южный придел был возведен во имя святого благоверного князя Владимира и Всех Святых. Противоположный придел, северный – во имя иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость. А основной или центральный придел – во имя Воскресения Христова.
Безусловно, церковь была очень красивой. Имеются описания очевидцев, которые рассказывают о ее богатом внутреннем убранстве. Например, в храме был созданный из мрамора мозаичный пол. Причем мрамор был редчайшей олонецкой породы. Также здесь находились старинные иконы, а иконостас можно было назвать произведением искусства.
До советского времени при храме существовала бесплатная библиотека, действовала церковно-приходская школа, располагалось Общество трезвости, проводились различные собеседования на тему Веры. Кроме того, в церкви был организован сбор денег в пользу слепых. А в праздничные дни батюшка рассказывал о религии и вел нравственные беседы.
Но в 1917 году жизнь храма изменилась. Сначала его закрыли, затем стали разрушать. В тридцатые годы колокольня и купол храма были полностью разобраны. В 1937 г. настоятеля храма Павла Георгиевича Анисимова арестовали, а позднее расстреляли. Ныне он причислен к лику святых. После этого события помещения храма были конфискованы, в них созданы хозяйственные постройки, а вскоре здесь расположился ремонтно-механический комбинат.
Восстанавливать Храм Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбище начали в 1996 году, когда он был передан Русской Православной Церкви. Сначала установили крест на крыше, затем сразу стали проводиться службы, а параллельно шел сбор средств на его восстановление. На первом этаже храма до 1998 года все еще стояли различные станки, была кухня, буфет и администрация комбината.
В 2000 году начались уже значительные работы по его возрождению. На стенах появились росписи, был очищен пол, в колокольне заговорили колокола. К настоящему времени храм восстановлен практически полностью, в чем основная заслуга принадлежит прихожанам.
Интересная статья и фотографии радуют глаза. Из вашего описания о храме я представила какой он красивый и величественный. К сожалению судьба этого храма тоже состоит из тяжелых и пасмурных событий. Но плохое время закончилось и храм радует своих прихожан.
Читая статьи, я постоянно узнаю, что церкви и храмы горят, и храм Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбище не исключение. Но храм возродился, не смотря ни на что, он большой, красивый.
По фото он и сейчас довольно величественно выглядит и очень уютно. А вот то что горят согласен довольно часто упоминается в исторических сводках, но это не сравнимо с тем как в советское время крушили и глумились над церквями. Радосто что в наше время многое возрождают.
Возрождение храма — это великое доброе дело, огромная благодарность всем тем, кто принимает в этом участие. Каждый храм — это наша история, наше прошлое и будущее, наш второй дом, где мы находим спокойствие и самих себя.