Храм Николая Чудотворца на Берсеневке, в Верхних Садовниках
Прежде на месте существующего храма стояла другая церковь, построенная при Никольском на болоте монастыре. В 1475 году она упоминается как «Церковь Николы на Песку, зовумая Борисова» (по имени богатого вотчинника). А в 1625 году – как «Великий Чудотворец Николай за Берсеневою решеткою», что значило, за ночной заставой. А Берсеневой она называлась, потому, что наблюдал за ней Берсеня-Беклемишев (известный дипломат и почитаемый человек).
На месте упразднённого монастыря в 1650-х купец и крупный государственный деятель Аверкий Кириллов начал строить усадьбу. Там по его заказу и был построен известный нам храм Николая Чудотворца на Берсеневке, в Верхних Садовниках (в 1657 году). Только тогда он получил название храм Святой Троицы с приделом Святителя Николы.
Обитель являет собой бесстолпный четверик с колокольней и трапезной, которая примыкает не с запада, как обычно, а с северной стороны. Вход в неё устроен в виде крыльца, украшенного столпами-кубышками и арками с «гирьками». А с западной стороны находился спуск в нижнее помещение церкви.
Прекрасно выполнено завершение здания – оно получилось «огненным» за счёт стройных рядов килевидных кокошников. Ими же украшены и барабаны храма. Все они, кроме центрального, глухие, относительно высокие и, помимо кокошников, украшены аркатурным поясом. Впрочем, декором в стиле русского узорочья изобилует всё сооружение, благодаря чему выглядит нарядным и почти сказочным.
Одновременно построили и каменные палаты, с которыми храм был соединён крытым переходом. Под папертью находится усыпальница рода Кирилловых.
По одной версии, к храму Николая Чудотворца на Берсеневке, в Верхних Садовниках имеет отношение известный архитектор Михаил Чоглоков, по другой – Иван Зарудный.
Невестка Аверкия Кириллова (и, к сожалению, вдова) Ирина пристроила к храму придел в честь Казанской иконы Богоматери. В 1694 году она возвела колокольню с проездными воротами, во втором ярусе которой разместилась надвратная церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери. Рядом, на набережной Ирина построила и передала церкви палаты, в которых расположилась богадельня, и дом причта.
Кроме того, вдова заказала 6 колоколов, один из которых весил 1200 пудов. А отлил его известный Иван Моторин (тот самый, который в будущем отольёт царь-колокол).
Так как у Ирины Кирилловой наследников не было, после её смерти (в середине XVIII ст.) дом на Берсеневке перешёл в распоряжение государства. Сначала там располагался сенатский архив, позже там жили сенатские курьеры. Сам же храм Николая Чудотворца на Берсеневке стал обычным приходским.
В 1766-1768 годах архитектор Яковлев перестраивает набережные палаты и обновляет колокольню. В 1775 году колокольня вновь меняет свой облик, а к обители пристроили новую трапезную – одноэтажную, но более просторную. Хороший образец классицизма, однако слишком диссонирующий с общим стилем храма.
В 1812 году храм Николая Чудотворца на Берсеневке охватил пожар. Позже он был восстановлен и заново освящен. Где-то между 1815-м и 1820-м снесли старую колокольню, новую построили около 30 лет спустя по проекту Н. Дмитриева – ярусную, с островерхим гранёным шатром.
Церковь была закрыта в 1930 году. Её планировали снести по предложению архитектора Бориса Иофана, но ограничились лишь колокольней.
Во время этих мероприятий строители нашли в подвале под церковью старинные иконы и замурованный в нишу скелет девушки.
Храму Николая Чудотворца на Берсеневке, в Верхних Садовниках каким-то чудом удалось избежать разрушения, несмотря на все попытки. Богослужения в нём возобновились в 1992 году.
Хороший блог
Good alert(0);
Это одно из самых интересных и загадочных мест Москвы. И из самых мрачных.